Найти в Дзене
Sunny Blues

СОННИ РОЛЛИНЗ: жизнь в джазе (часть первая)

Оглавление

«Я всегда пытался стать лучше», - так сказал Сонни Роллинз, которому 7 сентября исполнилось 89 лет, о своей жизни в джазе. Сонни, которого называют «Саксофон Колосс» - один из величайших джазовых саксофонистов всех времен.

Сонни
Сонни

1957 год стал значительным годом в жизни и карьере Уолтера Теодора Сонни Роллинза. Выдающийся тенор-саксофонист, известный своей бесконечной изобретательностью в качестве импровизатора, которому было тогда всего 26 лет, и продюсер Боб Вайншток назвал его «Саксофон Колосс» в Prestige Records, ставшей домом для саксофониста с 1951 года.

Но его контрактные обязательства с Prestige действовали до конца 1956 года и вместо того, чтобы подписать ещё один долгосрочный контракт с компанией, который мог потенциально ограничивать его, Роллинз попробовал себя в качестве внештатного музыканта, беря на себя обязательства каждый раз только на один альбом. Именно в этот особенно плодотворный двухлетний период он записал четыре альбома для Blue Note Records, одного из ведущих независимых джазовых лейблов мира.

Первая сессия для Blue Note состоялась в студии Hackensack Руди Ван Гелдера в Нью-Джерси в воскресенье, 16 декабря 1956 года. Получившийся альбом был выпущен в следующем году под названием Sonny Rollins. Размышляя о своем коротком, но продуктивном альянсе с Blue Note, Роллинз рассказывает, что его контакты с легендарным джазовым лейблом начались, когда он был ещё подростком. «Я изначально записывался для них, когда работал с Бадом Пауэллом над The Amazing Bud Powell, и это было в 1949-м, - рассказывает Роллинз. «Это была моя первая встреча с Blue Note. Я только начинал в шоу-бизнесе, и это была одна из моих первых записей». Роллинза можно услышать на таких треках как «Bouncing With Bud» и «Dance Of The Infidels».

«Что привлекло меня к этим песням, так это мое прошлое»

Одним из факторов, которые привлекли его на Blue Note в качестве сольного исполнителя, является то, что его музыкальные вкусы сильно совпадали со вкусами соучредителей лейбла. «Я очень любил владельцев Blue Note, Эл Лиона и Фрэнка Вулфа», - говорит Сонни. «Эл Лион был в восторге от любого джаза, который он считал первоклассным. Он был просто идеален для совместной работы и был склонен соглашаться со всем, что хотел сделать художник.

В тот момент у меня не было железного контракта с Prestige, который бы запрещал мне играть с кем-то еще, поэтому Blue Note пригласили меня сделать запись. На сессии записи присутствовал квинтет в составе Сонни, трубача Дональда Берда, пианиста Уинтона Келли, контрабасиста Джина Рамей и барабанщика Макса Роуча. В альбом вошли четыре оригинальные мелодии плюс бибоп-версия «How Are Things In Glocca Morra», песни, взятой из мюзикла Finian's Rainbow 1947 года.

Чтобы понять, что привлекло меня к этим не очень известным мелодиям, нужно знать, как складывалось моё образование», - объясняет саксофонист. «В детстве я много ходил смотреть фильмы и много слушал радио, так что меня воспитывали разные американские композиторы. Я всегда любил их песни, особенно баллады, поэтому для меня было вполне нормальным, что мне понравилась такая песня, как «How Are Things In Glocca Mora».

«Он был для меня кумиром»

Макс Роуч, шесть лет отыгравший с Роллинзом и знаменитый своим плавным, полиритмичным стилем игры на барабанах, сыграл ключевую роль в альбоме. Он много раз записывался с саксофонистом и появлялся на нескольких его знаменитых альбомах, записанных на Prestige, таких как культовый Saxophone Colossus 1956 года. «Было здорово играть с Максом», - с восторгом предаётся воспоминаниям Роллинз, говоря о легендарном "drums and percussion" маэстро. «Он был для меня кумиром, потому что он играл с Чарли Паркером и был любимой фигурой в джазовом сообществе. Все молодые ребята тогда хотели играть на барабанах как он, быть такими как он, и даже выглядеть как он, потому что Макс был выдающимся парнем».

Альбом Сонни Роллинза также украшает блестящее фортепиано Уинтона Келли, который впоследствии обретет славу в секстете Майлза Дэвиса, на записи Kind Of Blue в 1959 году. Роллинз смеётся: "Фактически Уинтона там нет, и поэтому мне и нравится под него импровизировать! Он был идеальным аккомпаниатором, потому что он был ненавязчивым».

«Всякий раз, когда нужно было что-то сыграть, он играл это. Всякий раз, когда нужно было сыграть правильную последовательность, он был на месте. Знаете, он был такой парень, который был там и не был там одновременно».

Просто для того чтобы запутать покупателей звукозаписей, следующий альбом Роллинза для Blue Note также назывался Sonny Rollins, но позже он стал известен как Sonny Rollins Vol.2, чтобы как-то отличить его от первого альбома на Blue Note. Он был записан в воскресенье, 14 апреля 1957 года, всего через месяц после сессии для Modern Records в Калифорнии, на которой вышел классический альбом Way Out West. На этом альбоме Роллинз играет в варианте трио, но для своего второго выхода на Blue Note он собрал большой ансамбль: секстет, включавший, среди прочих, грозного Телониуса Монка на фортепиано, который сыграл свои мелодии Misterioso и Reflections в версиях Роллинза.

«Всегда было по-разному играть с Монком»

«Телониус отличался тем, что он был таким уникальным, таким необычным», - говорит Роллинз о человеке, который воспитывал его и помогал развивать его талант. «Всегда было по-разному играть с Монком, потому что ты должен был играть, как он. Вы не могли бы играть то, что не имело бы никакого отношения к его стилю, его подходу и основам, которые он заложил, и это означало для вас, что вы не могли от них отойти, пока играли с ним. А также, всё это не могло не повлиять на вас».

На самом деле, саксофонист считает Монка своим великим учителем. «Я считаю его своим гуру», - говорит он. «Я многому научился у всех, с кем играл, но Монк был очень дальновидным музыкантом, и мы были очень близкими друзьями. И я постоянно получал большую пользу от того, что он знал, а я тогда не знал».

Барабанщиком на Sonny Rollins Vol.2 был внушительный Арт Блейки. «У него был отличный бит», - вспоминает Роллинз человека, который был на 11 лет старше его и много лет возглавлял The Jazz Messengers.

«Трудно описать, как играют эти барабанщики, но я знал, что Арт Блэйки был любимым барабанщиком Майлза. Майлз и я были достаточно близкими друзьями, чтобы поделиться друг с другом секретами, так что я много чего теперь знаю об Арте Блейки».

«Майлз всегда называл меня Ньюк»

Третья и последняя сессия Сонни Роллинза в студии Blue Note, Newk's Time, была записана 22 сентября 1957 года, через 15 дней после его 27-летия. Название альбома появилось от прозвища Роллинза - Ньюк. «Был такой замечательный бейсболист по имени Дон Ньюкомб», - рассказывает Роллинз, объясняя, как он получил это имя. Он был питчером в Brooklyn Dodgers и партнёром Джеки Робинсона, который считался одним из самых быстрых бейсболистов. В то время я был сильно похож на Дона Ньюкомба. Однажды, когда мы ехали в такси с Майлзом Дэвисом, я был одет в бейсболку, и водитель такси принял меня за Дона Ньюкомба. После этого Майлз всегда называл меня Ньюком, и мы продолжали играть в эту игру.

В Newk's Time Роллинз возглавил квартет, включавший также пианиста Уинтона Келли, контрабасиста Дуга Уоткинса и динамичного барабанщика Филли Джо Джонса, прославившегося резким, звучащим, как удар кнута, малым барабаном.

Возможно, самый выдающийся трек альбома - это увлекательный музыкальный диалог между Роллинзом и барабанщиком в урезанной версии джазового стандарта «The Surrey With The Fringe On Top», авторами которого были Роджерс и Хаммерстайн.

«Когда я пришел в джаз, Макс Роуч и Арт Блэйки были "альфа и омега" среди барабанщиков, - говорит Роллинз, - но Филли Джо Джонс тоже действительно хороший музыкант. Он не Макс и не Арт, но у него был собственный стиль и фантастический бит».

Продолжение истории саксофониста Сонни Роллинза читайте на следующей неделе!

Подписаться!

Читать также: