До сегодняшнего дня граждане Киргизии 15 дней жили в пустом международном терминале Толмачево. Старики, дети, беременные женщины, работяги – все они столкнулись с одной бедой: на родине их принимать назад не хотят. Им помогали неравнодушные люди – диаспора, персонал аэропорта. При этом на родине их родным лгали: мол, живут по комнатам, всех расселили. В четверг, 2 апреля, это действительно произошло. Пока готовился материал, ситуация в застрявшими в Толмачево жителями Киргизии изменилась. Представители посольства нашли куда расселить почти 300 своих сограждан. «У меня новости! – Сообщает один из активистов, с которым Сибкрай.ru общался накануне, Жанузак Токтомамбетов. – Нас выгнали с аэропорта, представители нашего консульства забирают людей, расселяют по хостелам. Но там условий никаких, коридор воняет, людей по восемь человек в одну комнату утрамбовывают. Сначала нам вообще предложили, чтобы мы сами оплатили эти комнаты – по 450 рублей в сутки». «Вот они – наши квартиры» Жанузак Токтомамбетов приехал поездом в Новосибирск, чтобы тоже вернуться в Бишкек к семье. Он пробыл в международном терминале 15 суток.
«Я сам по себе не устал, наоборот, от народа беру. Мне энергии хватает, – Жанузак про себя не говорил, больше про других. – Мы в аэропорту хотели помыться, но здесь нет душа. Сейчас думаем договориться, чтобы женщины могли помыться. Мы-то можем и неделями выживать, но у женщин, у девушек – у них свои проблемы, сами понимаете». О том, в каких условиях живут их земляки, в Бишкеке знали немногие. Официальные СМИ лгали. «От нашего консульства неправильную информацию давали, как будто нас по квартирам всех расселили, на самом деле мы здесь спим, вот они – наши квартиры, – показывает он на ряды неудобных стульев. – Об этом тоже можно написать. Потому что это нам не нравится, меня это даже бесит». В аэропорту к киргизам относились с пониманием, только просили не мусорить, не пить, не курить и не шуметь. «Руководство аэропорта дало маски – тысячу штук. Спрашивают, вода, еда есть? Все есть, слава богу, нам помогают. Вчера директор спустился, поговорил со мной. Сказал: «Все, что я могу, я сделаю для вас».
Они и делали. Через Росавиацию связались с аэропортом Бишкека, сообщили, что в Толмачево стоит самолет, который готов вылететь 2 апреля. Но принять своих граждан страна не может – нет мест для размещения на карантин, нет денег – борьбу с коронавирусом Киргизия проигрывает. Температуру работники аэропорта замеряли у соотечественников Жанузака утром и вечером. Детей – их восемь, а также трех беременных женщин разместили в комнате матери и ребенка. А одного дедушку отправили в гостиницу. «Он сюда приходил, вместе с нами сидел, беседовал, объяснял, что нормально будет все. Он советский человек, хотел поддерживать нас. Операцию ему на глаза делали, в итоге получилось, что у него глаза опухли из-за того, что он сюда приходит. Его в больницу забрали и назначили постельный режим. Из-за того, что он не может улететь, ему еще хуже становится», – объясняет Жанузак Токтомамбетов. «Новости смотришь – страшно!» Айсажан Масимов прибыл в Новосибирск чартерным рейсом из Москвы. Конечный пункт назначения – Бишкек. Там – жена, дети, старенькая мать. А здесь, в Новосибирске, – разочарование и страх. «Лично я в Москву по рабочим делам приезжал со своим другом (но я там не работаю), и назад с ним же возвращаюсь. Мы летели чартерным рейсом с Москвы до Бишкека через Новосибирск. Рейс 5541 авиакомпании S7. Получается, 27 марта мы сюда прилетели, нам никто ничего не говорил, то, что рейс будет отменен. Наш рейс был на табло. Спустя 2-3 часа большинству людей пришли сообщения на телефон о том, что рейс отменен, и на табло мы тоже это увидели. И вот до сих пор находимся тут. Получается, оказались в данной ситуации заложниками, не можем вылететь все на родину», – рассказывал свою простую историю Айсажан Масимов.
Реальную помощь «заложники» воздушной гавани получают от простых людей – земляков, живущих в Новосибирске. «Очень благодарен тем людям, которые услышали, что мы оказались в такой ситуации, жителям Новосибирска, гражданам – не знаю, России или Киргизии – диаспоре, которые нам привозят горячее питание, чай и маски», – говорит Айсажан. Он проводил к международному терминалу со словами: «Сейчас зайдете и сами все поймете – люди на полу лежат. Все равно разница большая – то ли ты спишь в гостинице, то ли ты спишь на стульчике, умываешься в раковине туалета. Если честно, уже устали от этой ситуации. По новостям смотришь, и страшно». Друг Айсажана – Мирзат – жалуется на боль в горле: «Лично у меня позавчера заболело горло. Я ходил в медпункт, у меня выявили ангину. Пришлось на последние деньги купить таблетки, вот сейчас этими таблетками и лечимся. Есть люди, которые тоже себя плохо чувствуют, но это общее истощение организма, наверное. Столько дней – никаких человеческих условий. Никаких условий у нас же нет, кто как может, так и обустраивается. Кто на скамейках, кто на стульях. Каждый выживает по-своему».
Тамара прилетела на днях чартерным рейсом из Москвы. Она подчеркивает: они – не туристы. Все либо работали в России, либо летали по неотложным делам. И их вины в сложившейся ситуации нет. «Я летала в Москву – у меня брат сильно болел, ему делали сложную операцию на сердце. Пока я эту ситуацию решала, попала в эту ловушку. Как я могла брата не поддержать, ему седьмой десяток, вот представляете?» На тот момент в Толмачево было около 300 граждан Киргизии. Они создали петицию на платформе Сhange.org: «Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, а также ответственный за сложившуюся ситуацию Боронов Кубатбек, просим вас помочь нам, гражданам Кыргызстана. Гражданам, права которых защищаются Конституцией. Гражданам, которые выбирали своего президента – гаранта прав и свобод человека и гражданина Кыргызстана. Мы здесь! Мы нуждаемся в вас! Мы взываем ко всем богам, мы молим всех руководителей и чиновников Кыргызстана: пустите нас домой!»
Наконец, 1 апреля к утомленным пассажирам опять пришли представители посольства. «Они обещали, что ложной информации больше не будет, потом они уехали и написали в отчете своем, что они нас два раза сегодня покормили, все довольные, помылись – все организовано. А на самом деле ничего не было!» – вновь уличил чиновников во лжи Жанузак. На другой день слова посла почти что обернулись правдой. Жанузак наконец-то получил возможность принять горячий душ. В хостеле все сумбурно, непонятно, все возбуждены и шумят. Тем не менее, там есть наконец кровати вместо неудобных стульев, маленькая кухня на всех и санузел. Тем не менее, граждане Киргизии мечтают только об одном – вернуться домой.