Найти тему
Мир в его многообразии

Крупнейшие в истории массовые атаки акул

Оглавление

О нападении акул на отдельного человека имеется много статистической информации, которая ежегодно пополняется новыми случаями. Гораздо более ужасающе, смотрятся истории о массовой гибели людей в случае происка акул, наиболее известной из которых является трагедия экипажа американского крейсера "Индианаполис", в результате его торпедирования японской подлодкой, оказавшиеся на воде члены экипажа были, в основной своей массе, добиты белой и тигровой акулами. Тогда из 1197 членов экипажа выжило только 317. Разумеется, часть экипажа погибла в результате атаки, но большая часть - по вине акул. Но, к сожалению, это не единственная в истории массовая гибель людей по вине акул.

Человек в океане кишащими акулами. Картина Уинслоу Хомера "Гольфстрим", 1899 год
Человек в океане кишащими акулами. Картина Уинслоу Хомера "Гольфстрим", 1899 год

Самая первая масштабная атака

Разумеется, случаи нападения акул на человека отмечались и в древние времена, но первая массовая была задокументирована чуть менее века назад.

В ночь с 21 на 22 октября британский корабль "Валериан" направляясь из Нассау (столицы Багамских островов) в Нью-Провиденс, попал в мощный ураган, несмотря на то, что метеорологическая служба предупреждала о его необычайной грозности. В результате, как предполагается, корабль налетел на риф, а после и вовсе перевернулся. Из 88 человек экипажа спастись удалось только 20. Остальные, согласно утверждениям спасшихся, были съедены акулами, причём такого неистовства хищников, бывалые моряки, никогда прежде не отмечали, в ужасе наблюдая, как акулы буквально стаскивали с плотов, казалось бы, уже спасшихся от кораблекрушения людей.
"Валериан" в бушующих волнах. Картина 1926 года
"Валериан" в бушующих волнах. Картина 1926 года

Вместе с тем, старейшим случаем массовой атаки акул считается история с экипажем британского корабля "Birkenhead" затонувшего у берегов Африки в 1852 году, где из 643 человек бывших на борту, погибло 440. Источники указывают на охоту акул, на пытающихся спастись людей. Но, всё таки большинство погибших приписывается разгулу стихии.

Японская подлость

В июле 1945 года японские военные решили вывезти часть пленных из города Чиребон посредством подводной лодки. Чиребон располагается на острове Ява, который был захвачен Японией в 1942 году.

Военнопленных отправили не в отсеки подводной лодки, а оставили на палубе в количестве 90 человек, и таким образом отправились в путь к неизвестному для пленников пункту назначения. Изрядно отплыв от берега и оказавшись в открытом море, подлодка прекратила своё движение и, к ужасу находившихся на палубе людей, стала медленно погружаться в море. Не имея никакой возможности спастись, в открытых водах моря оказались 90 человек. Привлечённые шумом людей, к ним стали стекаться акулы, которые, не церемонясь, устроили для себя пир. В конечном итоге в живых остался только один человек, поведавший эту историю спасшим его трём яванским рыбакам, но вскоре и он умер от большой потери крови, так как акула откусила ему часть руки и ногу.

Стрелочкой указано место злодеяния японцев
Стрелочкой указано место злодеяния японцев

Трагедия у берегов Бразилии

История трагедии итальянского лайнера "Принцесса Мафальда", которая приключилась у берегов Бразилии в 1927 году, заслуживает не просто отдельного пункта в статье, а многотомного исследования и голливудского блокбастера. Вкратце история выглядит следующим образом:

Строительство лайнера было завершено в 1909 году для итальянской мореходной компании, и назван он был в честь дочери короля Италии Виктора Эммануила III Мафальды Савойской. Сам океанский лайнер весьма походил на своего британского собрата «Титаник», не уступая тому в своей фешенебельности. Впрочем, по числу драматических событий даже его превзошёл. В своё последнее плавание пассажирское судно отправилось с 1252 путешественниками на борту и огромным количеством средств итальянской помощи для Аргентины. Изначально плавание не задалось, неожиданно в трюмах стала появляться вода без видимой на то причины, система охлаждения вышла из строя, что привело к порче продуктов и отравлениям пассажиров. Вечером 25 октября 1927 года недалеко от архипелага Аброльюс гребной вал винта сломался, отклонился от оси вращения и в своём движении сделал несколько дыр в днище судна, водонепроницаемые переборки использовать не удалось, в результате чего лайнер стал медленно, но уверенно набирать воду, что привело к угрозе взрыва котлов. На лайнере, пассажирами которого были темпераментные итальянцы, разгорелась нешуточная паника, приведшая даже к перестрелке между экипажем и пассажирами. Из-за невероятной паники, отсутствием дисциплины, разваливающихся спасательных шлюпок плохо удавалось организовать эвакуацию людей. Неудивительно, что первая спасательная шлюпка, отчалившая от лайнера, была забита только членами экипажа, остальные прыгали в воду, цеплялись за другие шлюпки, что часто приводило к тому, что они переворачивали

Лайнер ""Принцесса Мафальда". По иронии судьбы, сама принцесса погибла в  концлагере  Бухенвальд в 1944 году, в результате бомбёжки союзников
Лайнер ""Принцесса Мафальда". По иронии судьбы, сама принцесса погибла в концлагере Бухенвальд в 1944 году, в результате бомбёжки союзников

Лайнер затонул спустя 5 часов после получения пробоины. Спасательные судна прибыли на рассвете следующего дня. Общее количество погибших составило 314, из которых съедены акулами 295, которые начали массово стекаться к месту крушения, что ещё более усилило панику.

Крупнейший случай: после "Индианаполиса"

Очередное нападение японской подводной лодки 12 ноября 1943 года, привело к гибели американского сухогруза у острова Фиджи. В результате атаки 130 человек погибли сразу, при попадании торпеды в борт сухогруза, а 695 человек, оказавшихся в воде, были уничтожены приплывшими акулами. По воспоминаниям спасателей, вскоре прибывших к месту гибели судна, акулы нападали даже в тот момент, когда спасатели пытались вытащить из воды выживших. В общей сложности, из 1438 человек, бывших на борту сухогруза, погибло 825 человек, большая часть из которых - по вине акул.

Транспортный корабль "Новая Шотландия"
Транспортный корабль "Новая Шотландия"
Большинство массовых нападений акул на человека отмечалось в период Второй мировой войны, когда японские подлодки топили корабли США, как это произошло с "Индианаполисом". Ещё один крупнейший случай связан с происками уже немецкой подводной лодки, которая 28 января 1948 года торпедировала у берегов Южной Африки британский корабль "Новая Шотландия". Немцы выпустили сразу три торпеды по кораблю, который затонул всего за 7 минут. Само место гибели корабля традиционно кишело акулами, которые моментально воспользовались сложившейся ситуацией и уничтожили свыше 700 человек. Немцы с всплывшей подлодки были шокированы открывшемуся виду на пытающихся спасти свои жизни людей, но спасли только двух человек, и то, только для идентификации потопленного ими корабля.

Величайшая морская трагедия современности

И это не гибель «Титаника». 20 декабря 1987 года филиппинский пассажирский паром «Донья Пас» столкнулся с танкером «Вектор». На самом пароме было свыше 4000 человек пассажиров и 58 членов экипажа, а на танкере 13 человек экипажа. Учитывая тот факт, что указанные выше судна даже не были оборудованы современными средствами навигации, а команды были не только необученными, но и увлекались алкоголем, это неминуемо привело к столкновению. То есть экипажи до последнего не видели, что их суда плывут друг на друга, да и большая часть пассажиров благополучно заснула. В 22:30 судна столкнулись. В результате столкновения произошёл взрыв, и суда загорелись, вдобавок растекающиеся по воде нефтепродукты также загорелись, и получилось, что люди выпрыгивали из горящего парома в горящую воду. В конечном итоге в результате столкновения судов, да ещё и в месте обитания множества акул, погибло 4386 человек, из которых официально свыше 300 были съедены акулами — это удалось доказать посредством обнаружения останков людей, вынесенных прибоем на берег.

Тушение парома "Донья Пас"
Тушение парома "Донья Пас"
Нет ничего удивительного в том, что акулы всегда присутствуют в местах кораблекрушения, потому что они существа любопытные и их всегда привлекает излишний шум и движения. Поэтому и процент погибших от акул людей достаточно высок, замечено, что акулы не реагируют на людей, которые не создают лишних движений, правда, для сохранения плавучести это практически невозможно.

Рубрика "Интересные факты":

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!