Многие зарубежные путешественники, посещавшие Россию, часто оставляли описание диковинных зверей, неизвестных не только для жителей Европы, но и для самих подданных русского царя. Страницы дневников таких известных дипломатов, учёных и путешественников, как Сигизмунд Герберштейн или Адам Олеарий, были полны историй о существах, обитавших исключительно в России и отличавшихся не только внешним видом, но и по способу появления на свет. Так, европейский читатель с удивлением узнал, что в России проживают барашки, вырастающие из загадочных семян. Такими семенами владеют заволжские татары, которые высаживают их весной на заливных лугах и к осени получают щедрый урожай ягнят, шерсть которых идёт на изготовление шапок.
Другие авторы сообщали о проживающих в Московском царстве набожных зубрах, которые, если вдруг стали свидетелями нарушения Седьмой заповеди одной из самок стада, немедленно созывали совет и изгоняли вон срамную корову.
Но более всего было рассказов о поистине жутких чудовищах, обитавших среди топких болот и в тёмных лесах Московии. Тот же Герберштейн описывает таинственных существ, обосновавшихся за рекой Иртыш: "Они чудесного вида, у которых всё тело волосатое, головы у них собачьи, у иных совершенно нет шеи, на месте головы - грудь, нет носа, а длинные руки."
Сами же обыватели Русского государства к подобным рассказам относились скептически, но всегда были не прочь познакомиться с диковинными заморскими животными. Для этого русские купцы экспортировали в зарубежные страны в живом виде птиц (соколов, ястребов) и пушных зверей (горностаев, куниц, соболей), белых медведей, а импортировали сказочных для Руси животных. Так, в благодарность за присланных из Московского царства птиц, персидский шах распорядился подарить Ивану Грозному слона, да ещё в придачу с арабом-дрессировщиком.
Так в России появился первый слон, которого окольными путями привели в Москву. Благодаря запискам царского опричника Генриха фон Штадена мы узнаём, что для слона построили просторный вольер и кормили, не жалея средств. Всё бы было хорошо, но некоторые завистливые горожане, находясь под впечатлением от огромной зарплаты дрессировщика, оклеветали его, обвинив в распространении чумы. Оказавшись в плену инсинуаций, Иван Васильевич распорядился удалить из Москвы араба со слоном, и поселить их в Городецком посаде. Не выдержав унижений, дрессировщик впал в сильное буйство и вскоре умер. Араба похоронили в соответствии с исламскими обычаями, недалеко от вольера. Однако слон не перенёс потери и разнёс своё жилище, после чего улёгся на могилу своего друга и пребывал там, отказываясь от еды и питья. Видя страдания животного, Иван Грозный приказал умертвить слона.
Важно отметить, что в дальнейшем слонов на Руси очень полюбили, психологию изучили и кормили, не скупясь на средства. В 1625 году Михаилу Фёдоровичу персидский шах Аббас прислал в дар нескольких слонов, которые устраивали представления при дворе государя. Первый в Санкт-Петербурге слон появился в 1714 году по заказу Петра I. Царь настолько бережно отнёсся к заморском зверю, что распорядился изготовить для него специальную обувь, так как слону было сложно передвигаться по городу. Приставил к нему двух нянек, дрессировщика Асатия, выделил целый двор и ассигновал средства на содержание. Слона кормили как на убой, приобретая для него сухой тростник, шафран, корицу и даже вино. Слоны настолько полюбились императору, что из Персии были прислали ещё 14 особей.
Львы на Руси также появились во время царствования Ивана Грозного, которому в 1557 году английская королева Мария I Тюдор прислала два взрослых экземпляра. Львы свободно бродили в ныне засыпанном Алевизовом рве и погибли в 1571 году в результате пожара, учинённого войсками крымского хана.
Первый попугай появился в России в 1659 году. Яркую птицу привезли в подарок царевичу Алексею и с тех пор попугаи были постоянными обитателями царских палат. Пётр I любил прогуливаться с попугаем, усадив его к себе на плечо.
В 1737 году в России впервые появился страус, а точнее, пара страусов, которых привезли по заказу Анны Иоанновны. Птичек поместили в Менажерии Летнего сада, и люди благородного происхождения приходили посмотреть на экзотических животных, которых сама императрица именовала "страфакомилы". Примечательно, что часто описания очевидцев удивительным образом смахивали на фантазии средневековых путешественников. Петербургских страусов описывали как "величиною с лошадь, копыта - коровьи, тело - птичье...".
Первые мартышки в России появились в начале XVIII века и были привезены русскими дипломатами из Западной Европы по заказу императорского двора. Считается, что подобными закупками ведал Фёдор Алексеевич Головин - президент Посольских дел.
К середине XVIII века в Санкт-Петербурге существовало три зоологических сада, в которых постоянно пополнялись коллекции живых экзотических животных. В 1737 году в столицу привезли льва, двух леопардов, белого медведя. В 1769 году в зоологический сад завезли первых в России верблюда и бегемота. А в 1851 году жители Северной Пальмиры вживую увидели настоящего жирафа (встречается другая дата - 1878 год).
Несмотря на то что медведь не является экзотическим для России животным, важно отметить высокую степень знания психологии Потапыча нашими предками, которые настолько преуспели в дрессировки "хозяина леса", что смогли заставлять его выполнять свои капризы. У князя Фёдора Юрьевича Ромодановского была особая медведица, которая угощала гостей водкой, разнося полные рюмки на золотом подносе. В случае, если гость отказывался от угощения, медведица клала на голову наглеца свою лапу и не убирала её до тех пор, пока тот не соизволит взять рюмку с подноса.
Именно умение наладить контакт с животными, создать им благоприятные условия для жизни определили развитие в России нового направления, связанного с появлением первых зоологических садов и зоопарков, где жители смогли вживую познакомиться с экзотическими животными и далее разводить их у себя дома или на производстве. Так, например, даже на знаменитом крейсере "Аврора" был своей зоосад в миниатюре, среди обитателей которого числился крокодил.
Рубрика "Интересные факты":