Найти тему
Видео дорог России!

видео.Иркутск-Смоленск на автомобиле.Калачинск,Илюшкино,Львовка,Глуховка и др.Серия 40.

Оглавление

Илюшкино на карте.

Илюшкино — остановочный пункт (населённый пункт) в Калачинском районе Омской области России. В составе Ивановского сельского поселения. Основан в 1892 году. В 1928 г. состоял из 10 хозяйств, основное население — русские. В составе Крутолученского сельсовета Калачинского района Омского округа Сибирского края.

Львовка на карте.

-2

Львовка — деревня в Калачинском районе Омской области России. В составе Кабаньевского сельского поселения. Основана в 1896 году. В 1928 г. состояла из 270 хозяйств, основное население — украинцы. Центр Львовского сельсовета Калачинского района Омского округа Сибирского края.

Глуховка на карте.

-3

Глу́ховка — село в Калачинском районе Омской области России. Центр Глуховского сельского поселения.

Село было основано в первой половине XIX века. В 1900 году в одном из отчётов было указано, что Глуховка была основана ранее 1825 года переселенцами из Воронежской губернии.

Первоначально называлось деревней Новой, с 1850-х стало называться деревней Глуховской. До 1895 года входило в Сыропятскую волость Тюкалинского уезда Тобольской губернии. С 1895 года в составе Куликовской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии. С 1918 года в составе Куликовской волости Калачинского уезда. С 1925 года в Калачинском районе Омского округа Сибирского края. С 1934 года в Калачинском районе Омская области. Население в 1926 году: 1220 человек.

Оконешниково на карте.

-4

Оконе́шниково — рабочий посёлок, административный центр Оконешниковского района Омской области.

Население 4825 человек (2017). Посёлок расположен в 129 км к востоку от Омска, в 40 км от железнодорожной станции Калачинск Транссибирской магистрали.

Первым поселенцем на месте Оконешникова был крестьянин Козяков, построивший заимку у безымянного озера, получивший вследствие этого название Козяково. Сохранилось распоряжение комиссара Каргапольцева от 15 августа 1815 года № 3483 о разрешении Тимофею Оконешникову и Фёдору Валетову переселиться к Козякову озеру. С переселением многочисленной семьи Оконешниковых за деревней закрепилось двойное название: Козяково, оно же Оконешниково. Позже, в 1816 году, второе название переместилось на первое место, а за озером сохранилось название Козяково. Село заселяли первоначально туляки и рязанцы, приехавшие в Сибирь в связи с переселением.

В конце XIX века население было старожильческое, православное, 1700 мужских и 1712 женских душ насчитывалось во всей волости, в самом же селе проживало более трёх тысяч человек обоего пола. Покровским село Оконешниковское стали называть с 1895 года, когда на средства жителей была сооружена однопрестольная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, но это название не прижилось и в дальнейшем село так и осталось Оконешниковским.

C конца XIX века село Оконешниково было центром Покровской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии.

В 1935 году Оконешниково стало центром Оконешниковского района. Известные уроженцы

Калачинск на карте.

-5

Кала́чинск — город в России, административный центр Калачинского района Омской области. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали.

Население — 22 781 чел. (2017). Город расположен на левом и правом берегах реки Омь (приток Иртыша), в 84 км от Омска.

История

XVIII век

Первую разведку территории вдоль реки Оми произвёл в 1755 году прапорщик Укусников. В 1767 году начальник инженерной экспедиции Сибирского корпуса генерал-майор Малм впервые называет озеро Калачиками, что представляет собой метафору, обусловленную формой озера.

Основание деревни Калачики было документально зафиксировано Ревизской сказкой 26 января 1795 года. В то время в ней уже проживало 14 семей, насчитывавших 130 человек. Дата основания деревни точно неизвестна, приблизительно в 1783—1794 годы между Ревизскими сказками.

Официально считается датой основания весна-лето 1794 года. Первые дома были поставлены на крутом берегу реки Омь, чуть ниже образованного её старым руслом озера Калач. Развитие деревни Калачики шло медленно, так как вокруг уже были или вновь заводились небольшие деревеньки, в Калачиках никогда не было помещичьего землевладения.

XIX век

К 1816 году количество семей в Калачиках удвоилось, а число жителей достигло 203 человека.

Дальнейшее бурное заселение здешней округи относится к 1860-м годам после отмены крепостного права и особенно — к 1890-м годам.

Сильным толчком развития Калачиков стало открытие в 1896 году Великого Сибирского железнодорожного пути. К этому времени в Калачиках проживало 400 душ обоего пола, а к 1904 году население увеличилось до 691 человека.

В конце XIX века входил в Куликовскую волость Тюкалинского уезда Тобольской губернии, имелось: хлебозапасный магазин, торговая лавка, маслобойный завод, 2 кузницы и склад сельхозорудий.

XX век

В 1917 году членом продовольственного комитета Калачинского уезда становится Яков Мартынович Калнин, латышский поэт и учитель.

В начале 1918 года в Калачинске состоялся первый уездный съезд Советов, избравший исполнительный комитет во главе с председателем Я. М. Калниным.

В марте 1918 года в Калачинске произошёл контрреволюционный мятеж из-за попыток национализации частной собственности, а в июне 1918 года — прямое вооружённое вторжение колчаковских отрядов.

Белогвардейцы окружили на железнодорожном вокзале калачинских большевиков и расстреляли их.

Освобождение Калачинска от колчаковцев завершилось 21 ноября 1919 года 27-й Омской стрелковой дивизией, входившей в 5-ю армию М. Н. Тухачевского.

Сразу же в Калачинске был образован уездный ревком, председателем которого стал Ян Петрович Кродер, известный латышский революционер.

5 декабря 1919 года по решению Сибревкома из Тюкалинского выделяется самостоятельный Калачинский уезд. В него вошли 16 волостей. Одновременно село Калачинск стало уездным городом. Ревкомы были заменены Советами. Но уже 2 мая 1925 года статус Калачинска был понижен до сельского поселения, а затем и до села.

К 1922 году население Калачинского уезда превысило 173 тыс. человек, в Калачинске в это время в 521 доме проживало 3967 человек.

7 ноября 1922 года здесь началось издание местной газеты[3].

Постановлением Сибревкома от 24 сентября 1924 года был образован Калачинский район из 6 волостей с 74 населёнными пунктами и населением в 51 185 человек.

С 1920 года есть кирпичный завод, элеватор (1938 г.), промкомбинат (1940 г.), раймясомолкомбинат (август 1940 г.).

В октябре 1929 года в Калачинске была создана машинно-тракторная станция (МТС) (одна из трёх первых в Сибири).

Границы Калачинского района изменялись несколько раз, начиная с 1935 года.

24 января 1943 года с. Калачинск было преобразовано в рабочий посёлок, который 27 ноября 1952 года приобрёл статус города районного подчинения, а в 1963 году был признан городом областного подчинения.

Во время Великой Отечественной войны калачинцами было пожертвовано для нужд фронта и собрано по займам и облигациям 33 млн рублей (в ценах 1945 года), произведено промышленной продукции на 23 млн.рублей, отправлено 96 тысяч тонн продовольствия.

В Калачинске с 1941 года работал эвакогоспиталь, с декабря 1942 года до конца войны базировалась 17-я Окружная школа отличных стрелков снайперской подготовки, которая регулярно каждые 3 месяца отправляла на фронт более 2500 снайперов.

В Калачинском районе всю Великую Отечественную войну действовало два интерната, где воспитывались 480 эвакуированных из блокадного Ленинграда детей.

На Великую Отечественную войну ушло более 10 тысяч калачинцев, из них более половины погибло. Их фамилии позже были высечены на плитах городского Мемориала.

В Калачинском районе жило шесть героев Советского Союза:

В послевоенные годы Калачинск и район энергично обустраивались, строились, доводили до завершения дела, прерванные войной.

В 1954 году началось освоение целинных и залежных земель. В 1964 году ещё раз производится территориальный передел, площадь Калачинского района превысила 3 тыс. кв. км, население — 68 тыс. чел.

В 1993 году Калачинск был третьим в Омской области городом по численности населения, после Омска и Тары. На 1 января 1993 года в районе 49243 человек, в том числе в городе 26038 человек.

Почётными гражданами Калачинска стали[источник не указан 2344 дня]:

  • Артьемьева, Антонина Григорьевна
  • Дьяков, Дмитрий Николаевич
  • Мазуренко, Фёдор Антонович

Строительство

К 1900 году на станции уже было вокзальное здание, простоявшее до 1987 года, и кирпичная водонапорная башня, которая стоит до сих пор. В 1902—1904 гг. к станции проложен первый водопровод.

Село постепенно приближалось к вокзалу, от которого оно первоначально находилось на расстоянии двух вёрст к северу. К 1922 году насчитывалось 28 улиц, в 1993 году их уже более ста.

В 1928 году был построен первый элеватор, в 1930 году принят в эксплуатацию первый деревянный мост через Омь (до этого перевоз осуществлялся паромом).

Большое строительство в Калачинске начинается в третьей предвоенной пятилетке, но настоящее строительство, с началом которого Калачинск начал приобретать черты города, развернулось в конце пятидесятых. В 1958—1959 годах ведётся строительство пищекомбината, пивзавода, кондитерской фабрики, комбината бытового обслуживания.

В 1961 году построено здание СПТУ, в 1966 построены: мост через Омь, здание Дома Советов, производственный корпус мехзавода. За 8-ю пятилетку (1966—1970 гг.) введены в эксплуатацию: хлебозавод, путепровод, здания автовокзала, кинотеатра, почтамта, хозмага, книжного магазина, санэпидемстанции. В 1971—1973 гг. возведены обувная фабрика, элеватор, цех по сборке транспортёров на мехзаводе.

Калачинск располагает комплексом специализированных организаций, способных возводить жилые дома, строить большие капитальные сооружения, дороги и т. п.

Культура

До Октябрьской революции в уезде не было штатных культработников. Первый клуб села Калачики был открыт в 1920 году, второй в 1924 году (позже преобразован в Дом культуры). В это время клуб был местом обучения населения грамоте.

В декабре 1920 года была создана типография, 7 ноября 1922 года Укомом партии была образована уездная газета «Красные огни», вышедшая тиражом в 500 экземпляров. Её создателем и первым редактором был Василий Андреевич Рыбкин. Позже эта газета называлась «Колхозник», «Колхозная правда», «Калачинская правда» и сейчас «Сибиряк». В 1990 году тираж газеты «Сибиряк» превысил 13000 экземпляров, это одна из самых читаемых газет в районе. В 2007 году вышла бесплатная рекламно-информационная газета «Деловая жизнь Калачинска» с тиражом 3000 экземпляров.

XXI век

Район имеет развитую сеть лечебно-профилактических учреждений. В здравоохранении активно внедряются современные методы диагностики и лечения заболеваний, совершенствуются лапароскопические операции. Калачинская ЦРБ является лидером среди сельских районов области по эндоскопической хирургии и гинекологии.

Образование является самой крупной структурой в районе. В учреждении образования работают более 1500 человек. Муниципальная система образования представлена 47 образовательными учреждениями.

В учреждениях культуры работают 515 человек, сеть учреждений: музыкальная и художественная школы и их филиалы, 2 центральные библиотеки, 4 городских и 29 сельских филиалов, РДК (межпоселенческий культурно-досуговый центр), театр кукол «Сказка». Работают 17 творческих коллективов, имеющих звания «Народный» и «Образцовый». В Калачинске много лет проводится фестиваль детского и юношеского творчества «Роза ветров» «Москва — Калачинск-транзит».

В районе реализованы крупные инвестиционные проекты ЗАО «АЛПИ», ООО «Геомарт-Калачинск», ООО «ПФ КЗСМ», ЗАО «Сибнефть». Проводилась модернизация производства и на других предприятиях.

В городе активно проявляет себя молодёжное движение «Ностальгия». Члены движения добровольно участвуют в нуждах города. В основной массе, члены движения являются бодипозитивщиками. Задачей перед собой ребята поставили сделать город привлекательнее, привлекая спонсоров для воплощения небольших проектов. Так к примеру, в 2012 году молодёжь в течение лета очищала город от мусора. в 2013 году вновь была проведена уборка города, а также установлены движением 37 цветочных столба, с висящими цветочными кашпо.

Транспорт

Гужевой транспорт был единственным в Калачинске до 17 марта 1896 года, когда по рельсам Транссиба прошёл первый поезд. Развитие железной дороги шло сложно и неравномерно. В 1900 году у вокзала был дровяной склад для обеспечения паровозов топливом. В сутки через станцию проходило 5-6 пар поездов. Связь с ближними станциями осуществлялась посредством классического аппарата Морзе.

С 1 января 1938 года начал курсировать пригородный поезд Омск-Татарская. К 1955 году завершился переход дистанции на электротягу. В 1988 году через Калачинск проходило более 300 грузовых поездов в сутки.

Ответвлением от железной дороги является сеть автодорог. Создавалась она долго и напряжённо, в 1930-х годах доходило до принудительной дорожной повинности для борьбы с бездорожьем. В январе 1939 года был создан автоотряд в составе 75 грузовиков. К 1940 году автопарк вырос до 106 единиц. В годы войны автоотряд был мобилизован на фронт.

Достопримечательности

  • Городской музей истории и краеведения;
  • Храм Воскресения Христова;
  • Мемориал Славы;
  • Калачинский театр кукол «СКАЗКА»;
  • Памятник Герою Советского Союза П.Е. Осминину.
  • Связь

Начало телефонной связи относится к 1921 году. Она тогда обслуживала лишь административно-управленческие органы и некоторые предприятия. К 1925 году город обзавёлся коммутатором на 50 номеров, из которых действовал только 31.

В 1944 году Калачинск связывал с Омском только один телефонный и один телеграфный каналы. К этому времени в Калачинске насчитывалось 200 телефонов.

В 1964 году в районе образовывается ЭТУС по обслуживанию и развитию средств электрической связи. В 1968 году сдали в эксплуатацию здание узла связи, где размещались городской почтамт и АТС, которое эксплуатируется так до сих пор. Позже была установлена аппаратура полуавтоматической связи. В 1976 году была запущена первая автоматическая станция на 2000 номеров, просуществовавшая до 13 ноября 2005 года, после чего была заменена на новую цифровую АТС. С 1984 года калачинцы начали самостоятельно выходить на связь с другими городами. С 1980-х постепенно воздушные линии заменялись кабельными с большим уплотнением.

Иртыш на карте.

Ирты́ш — село в Черлакском районе Омской области России. Административный центр Иртышского сельского поселения.

Население — 2532 чел. (2010)

Основано в 1740 году как казачий форпост Изылбаш.

Посёлок расположен в пределах Барабинской низменности, являющейся частью Западно-Сибирской равнины на правом берегу реки Иртыш. В 2,3 км к юго-востоку от села расположено озеро Казённое.

Географическое положение

Село Иртыш находится в 98 км к юго-востоку от Омска и в 51 км к северо-западу от районного центра посёлка Черлак.

Климат

Климат резко континентальный, со значительными перепадами температур зимой и летом (согласно классификации климатов Кёппена — влажный континентальный климат (Dfb)). Многолетняя норма осадков — 364 мм. Наибольшее количество осадков выпадает в июле — 60 мм, наименьшее в марте — 13 мм. Среднегодовая температура — 1,3 С.

Основано для защиты от джунгарских племён в 1740 году как казачий форпост Изылбаш. Кроме военной службы казаки занимались земледелием, рыболовством, разводили скот и птицу. К 1840 году Изылбаш стал редутом. По переписи населения в селе насчитывалось 105 дворов. В 1912 году открылась школа с четырёхлетним обучением. В 1920 году образован Изылбашский сельский совет рабочих, крестьянских и армейских депутатов.

В 1935 году по постановлению Омского обкома партии село Изылбаш становится районным центром. В 1937 году Изылбашский район переименовали в Молотовский, а село Изылбаш — в село Молотово. В нём действовали государственные и кооперативные предприятия, райпромкомбинат, райптицекомбинат, промартель. В 1957 году Молотовский район переименовали в Иртышский, а село Молотово — в село Иртыш. В том же году образован совхоз «Октябрьский». В 1963 году Иртышский район упразднили, а село Иртыш вошло в состав Черлакского района. Через посёлок проходит федеральная автодорога М38 Омск — Павлодар .

Индейка на карте.

-6

Индейка — посёлок в Калачинском районе Омской области России. Входит в состав Осокинского сельского поселения. Посёлок находится в юго-восточной части Омской области, в лесостепной зоне, в пределах Барабинской низменности, на расстоянии примерно 11 километров (по прямой) к юго-западу от города Калачинск, административного центра района. Абсолютная высота — 107 метров над уровнем моря. В посёлке функционируют средняя общеобразовательная школа, дом культуры, фельдшерско-акушерский пункт (филиал Калачинской центральной районной больницы) и почтовое отделение. Уличная сеть посёлка состоит из двенадцати улиц.

Куликово на карте.

-7

Кулико́во — село Калачинского района Омской области. Административный центр Куликовского сельского поселения. Село находится на левом берегу реки Оми. Куликово имеет равнинный характер рельефа, плодородный чернозёмный слой почвы, но по берегам Оми (главного источника пресной воды в селе) — местность овражистая. На противоположном (правом) берегу Оми имеется деревня Куликово, имеющая общую историю с селом Куликово, но входящая в Воскресенское сельское поселение.

История

Село Куликово основано в 1767 году Петром Григорьевичем Куликовым, в честь кого оно и названо.

1755—1767

В 1755 году по приказу Киндермана была совершена экспедиция вдоль Оми. Целью этой экспедиции было топографическое изучение местности и ландшафта для прокладки почтовой дороги. Командующим экспедицией был назначен прапорщик Уксусников. После неё он доложил, что на реке Оми имеется множество удобных мест для создания новых населённых пунктов. В 1765 году начальник инженерной экспедиции Сибирского корпуса генерал-майор Малм по приказу генерал-поручика Шпрингера объезжал форпосты. После этого он сообщил: «По реке Омь много сенных покосов, пахотных земель и скотского выгону и лесу берёзового за рекой довольно много». Своим докладом он описывал эту местность, как более, чем пригодной для проживания и одно из таких мест в его описании — территория, где сейчас находится деревня Куликово на правом берегу реки.

1767—1795

В 1767—1768 годах переселенцы Камышловского уезда Пермской губернии образовали деревню Куликово, названую в честь её основателя — Петра Григорьевича Куликова, который остался здесь жить. В числе первых переселенцев были такие крестьянские семьи, как Измайловы, Кругловы, Язовы и др. Есть предположение, что жителям таких деревень нередко приходилось обороняться от таких кочевых народов, как киргизы, джунгары и др. Главными занятиями первых куликовцев были хлебопашество и домашнее скотоводство.

С течением времени, семьи куликовцев разрастались, а вместе с ними и село. В переписи населения 1795 года указаны такие данные: «Население деревни Куликово составляет 58 мужчин и 55 женщин». В конце IX века в Куликово стали подселяться семьи переселенцев, что в большей степени повлияло на рост численности населения села.

1795—1940

В селе была Михайло-Архангельская церковь. Церковь существовала уже в первой половине XIX века. Позднее, в 1860 году было начато строительство нового здания церкви. Церковь была построена каменная, однопрестольная, строительство велось на средства прихожан. В 1869 году новая церковь была закончена и освящена.

В конце XIX века стали ехать переселенцы в Сибирь. Множество переселенцев стали селиться в Куликово, что повлияло на рост села. В самом селе находилось здание медобслуживания, а также проводились почтовые операции. 21 ноября 1871 года было открыто Куликовское начальное народное сельское училище.

Во второй половине XIX века село Куликово было центром Сыропятской волости Тюкалинского уезда Тобольской губернии. С 1895 года Куликово стало центром новой Куликовской волости.

В 1896 году начинается строительство Западно-Сибирской железной дороги, которая проходила через Калачинск (тогда входил в состав Куликовской волости). Жители деревень и сёл, недалеко от которых строилась железная дорога, должны были принимать участие в этом деле. Железная дорога сыграла огромную роль в переселении. Многие переселенцы останавливались в селе и обустраивали свой быт. Село являлось в те времена поставщиком хлеба и масла. Свой товар куликовцы свозили на станцию Калачинск. По отчетности железнодорожников в 1913 году со станции Калачинск было отправлено грузов на 2478123 хлебных злаков, в том числе пшеницы на 2300444 и масла 29816.

Уже в XX веке село Куликово разделилось по реке Оми на две части: село Куликово и деревню Куликово.

5 декабря 1919 года по решению Сибревкома село Куликово вошло в состав Калачинского уезда.

За годы советского периода появился совхоз, который предоставил огромное количество рабочих мест, в котором находилось много сельхозтехники. Период советской власти связан с поднятие и процветанием села.

В 1928 г. село Куликово (л.б.) состояло из 205 хозяйств, основное население — русские. В составе Куликовского сельсовета Калачинский район Омского округа Сибирского края.

Великая Отечественная война

Из Куликово и ближайших деревень на фронт ушло 617 человек. Вернулись с фронта чуть больше половины. В декабре 2014 года ушёл из жизни последний куликовский ветеран Великой Отечественной войны — Иван Николаевич Фрис. В годы войны и послевоенные годы в селе работал Куликовский детский дом № 169. На сайте Куликовского историко-краеведческого музея опубликован список детдомовцев. В списке — имена детей, эвакуированных из разных уголков Советского Союза и находившихся во время войны и в послевоенные годы в детском доме № 169 в селе Куликово.

Наши дни

Сегодня в селе Куликово есть свой детский сад, библиотека, музей, Дом Культуры, детская школа искусств, церковный приход, а также школа, куда на школьном автобусе привозят детей из ближайших деревень. Почти везде проложен асфальт есть уличное освещение. В большинстве домов есть водопровод и проведён газ. На сегодняшний день в селе насчитывается около полторы тысячи человек.

Исилькуль на карте.

-8

Исильку́ль — город в России, административный центр Исилькульского района Омской области. Самый западный город Сибирского федерального округа. Основан как пристанционный посёлок в 1893 году.

Население — 23 151 чел. (2017). Территория: 39 км². По словам местных жителей станция Исилькуль получила свое название из-за находящегося рядом мелкого, заросшего камышом озера, которое казахи называли гнилым (каз. Есіл-Көл, ныне — Городище)[4]. Согласно Евгению Поспелову название станция получила по озеру Исилькуль — «голубое озеро» (казах. есиль, др.-тюрк. йешиль — «голубой», куль — «озеро»).

История

Место для будущего города было выбрано в 1891 году во время изыскания трассы для Западно-Сибирской железной дороги. В лесном массиве в трёх верстах от озера Исилькуль в мае 1893 года началось возведение железнодорожной станции и водопровода до озера. В этом же году был построен кирпичный завод, который должен был поставлять кирпич для водонапорной башни и фундамента зданий без нужды везти его издалека. Строительство сопровождалось большим недостатком рабочей силы.

В 1894 году в Исилькуле появились первые постоянные жители — члены артели плотников, которые жили в полуземлянках и избах. Для ускорения строительства железной дороги к земельным работам было привлечено несколько тысяч местных крестьян и переселенцев. Целью экстренных мер было запустить железнодорожное сообщение до Омска в этом же году. Первый поезд из Челябинска прибыл в Омск 25 августа 1894 года, за день до этого пройдя через Исилькуль. Однако движение было открыто лишь временным, дорога была незаконченной до 1895 года, когда станцию Исилькуль наконец поместили на карту железных дорог Российской империи.

В 1895 году было основано паровозное депо с водонапорной башней, созданы продовольственные и лесные склады, открыты торговые конторы. Обилие свободных земель вокруг станции привлекало переселенцев из Пензенской, Смоленской, а также незначительно из Орловской и Полтавской губерний. Прибытие эшелонов привлекало сибирских крестьян, скотоводов-казахов и способствовало бурному развитию торговли. Первая православная церковь религии была построена в 1897 году и названа в честь святителей Московских Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Православного населения насчитывалось тогда 1843 человека, а также 33 дома штундобаптистов. В феврале 1898 года открылась церковно-приходская православная школа им. Иоанна Кронштадтского, в которой под руководством двух учительниц обучалось 56 мальчиков и 36 девочек.

В 1902 году для рационального и бережного использования нетронутых природных угодий, а также искусственного лесоразведения при Исилькульском государственном лесничестве был организован питомник, в котором высадили первые посевы берёзы, ели, сосны, яблони сибирской, клёна татарского, жёлтой акации и жимолости.

Исилькуль экспортировал сливочное масло, мясо, зерно, а после постройки в 1905 году паровых мельниц и муку. Ввозились фабричные товары, лес и сельскохозяйственные машины. В 1906—1913 годах после освоения и урожаев со значительных площадей степи грузопоток через Исилькуль испытал бурный рост. Вместе с этим росло и население, в 1911 году составлявшее более 6 тыс. человек, после чего станционный посёлок был преобразован в посёлок с городским управлением. Тогда было основано ещё одно фундаментальное садово-лесное хозяйство и построено четырёхклассное городское училище[3].

В 1920 году в городе проживало более 690 отдельных дворохозяйств и семей, в основном сельского населения. Кроме железнодорожников работали также сапожники, портные, кузнецы, плотники и столяры. Самыми крупными предприятиями являлись паровые мельницы и кирпичные заводы, а также имелись «больничный покой и аптека». С 1920 по 1924 год Исилькуль именовался городом, однако потом при утверждении районов обозначен как село. Статус посёлка городского типа был возвращён только в 1939 году, а в 1945 году Исилькуль стал городом с населением в 18 тыс. человек[3].

Памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941—1945

География

Город расположен на юго-западе Омской области, в лесостепной зоне, в пределах Ишимской равнины, являющейся частью Западно-Сибирской равнины, к югу от урочища Камышловский лог, на высоте 125 метров над уровнем моря. В окрестностях — редкие осиново-берёзовые колки, в понижениях — небольшие озёра и болотца. В границах города расположены озёра Городище и Грязновское. Почвы — чернозёмы остаточно-карбонатные. Почвообразующие породы — глины и суглинки.

Исилькуль разделён на две примерно равные части железной дорогой. В центре города расположена станция Исилькуль железнодорожной веткой Курган — Омской Западно-Сибирской железной дороги. С севера город обходит федеральная автодорога «Иртыш» Р254. По автомобильным дорогам расстояние до областного центра города Омска составляет 150 км, до российско-казахстанской границы 27 км.

Инфраструктура

В городе имеется железнодорожная станция, узел автомобильных дорог, дворец культуры, ледовый каток на 800 мест, городской стадион (реконструирован в 2008 году). Близ Исилькуля расположен Шмелиный заповедник.

Конный спорт в городе развивается благодаря частным коневладельцам Андрею Регеру и Владимиру Ребтюхову[28].

СМИ

В Исилькуле вещают 4 федеральных, 1 региональный и 1 муниципальный телеканалы:

В декабре 2012 года Российская телевизионная и радиовещательная сеть запустила вещание первого мультиплекса Цифрового эфирного телевещания. в стандарте DVB-T2. Кроме того в диапазоне FM вещает 4 радиостанции: Радио России / ГТРК Иртыш (66,5 УКВ) (Молчит), Радио Маяк (68,06 УКВ) (Молчит), Европа Плюс (102,1 FM), «Радио 3» (103,1 FM), Радио России / ГТРК Иртыш (103,8 FM) и Радио Монте-Карло (106,0 FM).

Достопримечательности.

  • «Памятник паровозу»;
  • Исилькульский историко-краеведческий музей;
  • Апостольско-Святительский храм.

Транспорт

Одноимённая железнодорожная станция соединяет город с Омском, Курганом, Ишимом, Называевском, Тюменью.

С автовокзала города автобусы ходят в Называевск, Омск, Астану, Медвежье, Лесной, Новопетроград.

Религия

Храм новомучеников и исповедников российских
Храм новомучеников и исповедников российских

С 6 июня 2012 года Исилькуль является кафедральным городом Исилькульской и Русско-Полянской епархии Омской митрополии Русской православной церкви.