Уже несколько дней в нашем регионе действует режим самоизоляции. Образ жизни большинства резко изменился. Однако в Астраханской области есть места, в которых даже пандемия мало что изменит. Сложно поменять жизнь нескольких семей, оторванных от остального мира, живущих без дорог, магазинов, аптек и водопровода. Прошлым летом мы побывали в одном из таких мест. Тогда мы не смогли поделиться с вами этим материалом. Делаем это теперь.
Спустя полтора часа езды по трассе и просёлочной дороге мы упираемся в пески и понимаем: дальше машина не пройдёт. По карте всё верно, но попасть в посёлок Наримановского района с многозначным названием Барханы не просто – дорогу к нему незнающему человеку практически не найти. Нам помогают жители посёлка Прикаспийский, чью машину замечаем у входа на небольшое кладбище. То, что мы кого-то встретили – большая удача. «Вам туда, где пески», – двое мужчин и женщина, все в возрасте, указывают на отдалённую незаметную с трассы дорогу. Мы выдыхаем и уже не рискуем застрять в барханах.
Сейчас
Несколько минут, и наша «Лада» незаметно оказывается на середине посёлка Барханы. Ключевое слово «незаметно». Стоит только въехать в населённый пункт, как тут же оказываешься в его центральной части. На единственной улице с неожиданным названием Барханная ни души. Кажется, что тут давно уже никто не живёт. В Астраханской области достаточно мест, в которых можно снимать постапокалиптические фильмы, и это явно одно из них.
Мы заезжаем со стороны, где главная беда посёлка бросается в глаза не сразу, но стоит пройти несколько метров по Барханной, как всё становится понятно:
Барханы тонут в песке.
Домам, которые находятся со стороны, откуда наступает даже не степь – пустыня, повезло меньше всего. Например, входную дверь этого жилища почти полностью завалило песком:
Так выглядят крыши зданий с той стороны, откуда на посёлок дует ветер. Ещё немного, и они полностью скроются за барханами.
Несколько минут мы осматриваем полуразрушенные покосившиеся домики и только тогда замечаем первого человека. Из-за песков появляется мужчина. Он ведёт к посёлку коз.
Мы знакомимся с пастухом, астраханцем Игорем Осаулко. Он рассказывает, что работает в Барханах уже несколько месяцев. По словам мужчины, в посёлке сейчас осталось меньше 20 человек. «Восемнадцать местных, я девятнадцатый», – подводит он итог. Жители Бархан – пенсионеры, те, кто не смог переехать в город или другие, более живые, посёлки. На каникулах к ним приезжают дети и внуки. Остальное время немногочисленные бархановцы находятся по сути в самоизоляции.
С наветренной стороны Бархан мы находим старую цистерну. Возможно, когда-то здесь хранили воду. Сегодня она скорее напоминает подводную лодку, почему-то застрявшую в песках.
По данным официального сайта МО «Прикаспийский сельсовет», численность населения посёлка Барханы по состоянию на 1 января 2016 года составляла 166 человек.
Каждый день пастух ведёт коз в степь. Рядом с Барханами еды для них нет, поэтому приходится отходить далеко от посёлка. Скот содержат в специальном загоне, там у животных есть и тень, и крыша, и удобное место для отдыха. Загон – старый дом на две семьи. Теперь в нём нет ни дверей, ни окон, ни хозяев, а территория перед строением отделена изгородью. Из-за неё на нас с любопытством смотрят белая Катя и её козлёнок.
Зима 2018-2019, по словам Игоря Осаулко, выдалась удачная – погибло всего несколько голов скота. Правда, так везёт не всегда. Из-за наступления песков, жары, отсутствия воды и вытаптывания скотом почвы держать животных жителям Барханов с каждым годом всё труднее. Сейчас скотоводство для бархановцев – единственный способ обеспечить себя необходимым. Однако так было не всегда.
Тогда
В советское время посёлок Барханы славился достатком. Рабочие места привлекали людей со всей области. Расцветал совхоз. Действовали чабанские точки и искусственный канал для орошения. Воду в него, по словам местных жителей, из Волги качало 7 моторов. Ей поливали бахчевые культуры. Бархановцы работали на полях, в посёлке функционировали магазин и клуб.
До 1969 года название у поселения не было. Его называли просто – посёлок фермы №2 совхоза «Прикаспийский». Таких ферм в составе совхоза было 4. Помимо Бархан в него входили посёлки Дрофиный (147 чел.на 2016 г.), Ковыльный (63 чел. на 2016 г.) и Солёный (140 чел. на 2016 г.) Теперь всё это – астраханская зона отчуждения.
С распадом совхоза (а вместе с ним и страны) жизнь в посёлке изменилась. Вода перестала поступать в канал. Бахчевые выкачали из почвы воду и минеральные соли, а скот вытоптал оставшееся. Наступление образовавшегося песка останавливать было больше нечему. Ситуацию можно было бы исправить, высаживая у посёлка сдерживающие барханы растения. Однако для их полива нужна была вода, но водопровода в посёлке не было. Сейчас воду жителям Бархан привозят раз в месяц на специальных машинах. Её используют только для бытовых нужд.
Цену воде в Браханах знают прекрасно. Первое, о чём спрашивает пастух Игорь Осаулко после нашего разговора, хотим ли мы пить.
Проблему тонущего в песках посёлка поднимают уже несколько лет. По словам главы муниципального образования «Наримановский район» Валерия Альджанова, в данный момент жители Барханов не попадают ни под одну из федеральных программ, им предлагается самостоятельно делать сдерживающие наступление песков посадки.
С распадом совхоза «Прикаспийский» астраханцы стали покидать не только посёлок Барханы, но и другие совхозные фермы. Мы побывали в посёлке Солёный, где живёт только один местный житель. Он занимается скотоводством и следит за порядком в посёлке.
Об этом нам рассказывает нанятый последним солёновцем пастух.
Невольно приходит сравнение Солёного с Барханами. Первый выглядит более живым. Сюда не пришёл песок, дома стоят более целые, а на улице встречаются не только козы, но ещё домашняя птица и коровы.
Какая же жизнь в Солёном без этих ребят?
А ещё в Солёном богатый автомобильный парк:
Современный водопровод:
И развитая система коммуникаций:
Именно в посёлке Солёный ребята с вашего двора сняли седьмую хулиганскую экскурсию. Её можно посмотреть ниже:
Так сегодня выглядит астраханская зона отчуждения, места, где даже пандемия коронавируса вряд ли способна поменять привычный образ жизни людей. Жители посёлков Барханы и Солёный живут в изоляции, жили в ней до того, как это стало мейнстримом в регионе объявили карантин и, скорее всего, будут жить так же после того, как пандемия закончится. И если вы боитесь вируса или конца света, дадим вам надежду. Есть места, где жизнь точно останется, ведь таких изолированных от цивилизации населённых пунктов достаточно по всей стране.
Фоторепортаж: Пётр Анисимов
Оператор: Люба Петриченко
Монтаж: Роман Фёдоров
Анимация: Артур Бодаговский