Найти тему
Cinema Cafe Maverick

Конец Постправды. Big Data-cтруктурирование как новая СМИ-парадигма Информации Планеты

Оглавление
Интернет Вещей
Интернет Вещей

Структурирование всей массмедиа-среды с помощью Big Data, Интернет Вещей и Интернет Идей - это будущий ответ современным Массмедиа не с позиции "постправды" в умирающую эпоху постмодернизма, в которой мы живем, а с позиции Абсолютной Правды и прозрачности через технологии обработки Больших Данных и Дополненной Реальности.

-2
В романе выдающегося американского писателя Терри Гудкайнда «Правила Волшебника» был описан очень современный способ пропаганды, который назывался «Первым Правилом Волшебника» и гласил: «Люди верят в то, о чём думают, что это правда, или боятся, будто оно ею является, и тот, кто использует это, является непобедимым волшебником».

Сегодня мир стоит на пороге Великого Отказа от этого.

Массовая коммуникация, как и массовая пропаганда, - это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс создания, хранения, распределения, распространения, восприятия информации и обмена его между социальным субъектом (коммуникатором) и объектом (коммуникантом). Теория прайминга, теория культивации, диффузия инноваций, теория приоритетности выстраивания новостей - это некоторые из теорий, существующих на сегодняшний день, созданные для управления вниманием и решениями людей, в основе чего лежат более простые техники, описанные ниже.

И если вы в своих дипломных или курсовых работах замените слова «смыслы» и «дискурсы» на фразы «девиации реальности», то ваши работы будут претендовать на истинно английскую иронию в духе Гая Фокса и приветствоваться новым Информационным сообществом.

-3

«Постправда» стала иконой, которая предлагает взрослому призрачный выход из массы кажущихся жизненных ошибок и тупиков, подростку захватить мир, не имея достаточного опыта для правильного взаимодействия с ним, и за всем этим стоит состояние «эриксоновского гипноза», внушенное нам производителями дорогого контента с одной лишь целью заработка денег за наш счёт, и наш страх что-то изменить, чтобы выйти из «матрицы». Ведь, согласитесь, нарядившись средневековым рыцарем, едва ли вы станете им в объективной реальности, а проживая до 40 и 50 лет с родителями, вряд ли снова станете ребенком (как ни парадоксально, рыцарем и героем вы сможете стать, если вырвитесь и от родителей, и от видеоигр, и от своей настоящей слабости).

«Мир слабых людей», с точки зрения критика общества потребления Герберта Маркузе, – это не доброта, а состояние «одномерного человека», упрощённой единицы «псевдообщества». Именно одномерность делает человека «слабым человеком» и именно это и повергает его в «эриксоновский гипноз».

-4

Эриксоновский Гипноз

Измененные состояния сознания человек может найти в кино, литературе, религии, телевидении. Он получает ИСС и через чашку кофе с утра, через обезболивающее, поцелуй любимого человека, через настольные игры, табак или алкоголь, даже спорт (вспомните мультфильм «Аниматрица", Вачовские, 2003). И все «внешние расширения» по Маршаллу Маклюэну тоже делают его чуть-чуть «непрежним».

"Аниматрица", 2003
"Аниматрица", 2003

Но неужели же все эти вещи одного порядка, а разница только в степени вовлеченности и привыкания к тому или иному стимулятору? Тогда почему одни люди могут смотреть сериал по одной серии в день, а другие сразу все 5 сезонов, одни могут играть в настольные или видеоигры ровно столько, сколько это нужно для получения удовольствия, или ходить в церковь, позволяют себе алкоголь в праздники или курят кальян раз в месяц на вечеринке, а другие впадают в зависимость от этого, теряя свободу и критическое восприятие действительности? Почему один создаёт счастливую семью, а другой впадает в созависимость и выстраивает отношения в семье на принципах манипуляции и насилия?

Вопрос этот вечен, хотя Милтон Эриксон (1901-1980) (не путать с Эриком Эриксоном (1902-1994) ) дал на него своеобразный ответ.

Все эти «стимуляторы цивилизации» превосходно действуют только на тех людей, которые почти постоянно находятся в состоянии «эриксоновского гипноза» (то есть «будто бы» бодрствуя).

Милтон Эриксон разработал этот метод для лечения неврозов (в книге "Мой голос останется с вами"). Суть его метода в том, что гипнотизёр вводит человека в такую разновидность транса, когда человек бодрствует и одновременно находится в загипнотизированном состоянии, активно общаясь с гипнотизёром, уверенный в своей «свободе» от гипноза, но на деле находясь под его воздействием в той же степени, как если бы он спал. Гипнотизёр даёт человеку установку на выход из невроза, тревожности, навязчивых мыслей, как будто бы человек сам пришёл к этим инсайтам.

Однако, в случае контроля сознания человека Медиакоммуникациями «гипнотизёр» не даёт псевдо-«уснувшему» человеку никаких инструкций к действию, превращая его в парус, который готов принять абсолютно любое направление ветра, то есть человек поддаётся любому внушению, которое исходит от любого информационного источника.

Согласно Эриксону, если классическому гипнозу (с погружением в сон) подвержены только 70 % людей в мире, то в «эриксоновский гипноз» можно ввести уже до 99 % людей.

Эриксоновский гипноз взяла на вооружение Сайентология, и Рон Хаббард создал достаточно обширную тоталитарную секту, - одитингом (auditing) («эриксоновским гипнозом»), то есть на грани транса и бодрствования внушая людям самые фантастические небылицы об их космическом происхождении и толкая их на странные поступки.

Но были и такие учёные, как Иван Павлов и Владимир Бехтеров, которые покушались уже на сакральное, - первый моделировал новые условные (и даже безусловные) рефлексы для власти над абсолютно любым живым существом, а второй искал технологии проникновения в душу и даже организовал в 1910-х годах в Санкт-Петербурге Институт, который создавал технологии, - почти как в триллере о манипуляциях с сознаниями людей в коме (сериал Стива Эделсона "Beyong" («По ту сторону»), 2016) - для работы «с душой, выходящей из тела» (то есть работая во времена воинствующего атеизма с посмертными состояниями на инвестиции атеистического государства), и «разрабатывал», как «поймать душу в загробном мире и поработить её за порогом жизни», и мечтал подчинить себе даже Бога, о чём есть шокирующие документальные и видеосвидетельства начала 20 века.

Эти вещи стоило помнить и во время пандемии коронавируса COVID19, так как вирус странным образом исполнял обязанности не только медицинской, но и информационной пандемии, ломая «привычные» экономические и финансовые структуры.

Существует история и других технологий управления сознанием.

Это техника манипуляций человеческими психологическими травмами, которые, «как бы» создавая псевдозащитные механизмы, используют имеющийся почти у каждого человека травмирующий опыт, искусно вызывая разнообразными триггерами эмоциональную боль и страх из бессознательного (смешивая опыт самого человека и информационный повод, не имеющий общего с реальным фактом или опытом человека), создавая этим реалистичную реакцию на нереалистичные события у определённых социальных групп, всего лишь манипулируя этими людьми схожим с их прошлым опытом.

Наиболее удачный ход – это напугать как можно большее количество людей эпидемиями, войнами, терактами, а пожилых людей, которые хорошо помнили такие события из своего прошлого, инфляцией и понижением пенсионного обеспечения, с тем, чтобы они «надавили» на молодых людей в принятии того или иного экономического или политического решения через «духовные скрепы» «почитания родителей».

За более, чем столетнее существование, - Медиа и Коммуникации, несомненно, настолько преуспели в имитации реальности, что травмированному в прошлом человеку (если что, любому человеку, - нас травмирует даже необходимость становится взрослыми из состояния новорожденного «маугли») очень легко обмануться и перенести на них своё бессознательное атавистическое религиозное (или детское и зависимое) чувство и поверить в них «как в бога».

Таким методом в России во время Перестройки 1990-х годов первые предприниматели заработали себе состояние, распродав огромное количество потерявшего актуальность (срок годности) продовольствия, пугая людей его дефицитом, и точно так же отнимая денежные сбережения людей под видом финансовых пирамид.

Используя стресс, тревогу и массовую паранойю в 1990-х годах, именно так в России пришли к власти некомпетентные круги, с последствиями чего не так уж легко справиться и до сих пор.

Так же, печально известные «тоталитарные секты», используя память о прошлой боли, под видом технологий личностного роста или тренингов, и по сей день, используя защитную реакцию человеческого мозга и опыт травмы, создают те или иные субъективные состояния у своих подопечных: «успешности», «комфорта», «удачного предпринимательства», «умения обмануть ближнего и разбогатеть за его счет», «победы над конкурентами», «победы над слабаками», «я – не слабак», хотя объективная жизнь «учеников» и остаётся той же самой, - по их же меркам, - «слабой», но все эти техники хорошо оплачиваются учениками в надежде на будущую «силу» и в расчёте на скиллы, которые помогут «успешно» отнимать ресурсы у своих ближних. В народе это явление получило название «Корпоративная Шиза» (во что входит, кроме перечисленного, бесплатная работа за идею босса).

Все идеологи и пропагандисты данных направлений используют одну и ту же «стереотипизацию сознания», исследованную Массмедиа начала 20 века, низводя частное, уникальное, важное или личное до общего места («слабости» и «стереотипности», тога как нет и двух особенно похожих людей на Земле), легкими понятиями упрощённо «объясняя» нечто по-настоящему сложное, с чем стереотипизированный или спящий в состоянии «эриксоновского гипноза» человек не всегда готов столкнуться лицом к лицу («Наша зубная паста решит все твои проблемы с внешностью!», «Развод с женой? Наш спортзал научит тебя уверенности!», «Если хрень – иди в трень!», «Поссорился с родителями? Вступай в контрактную армию, докажи, что не слабак!» и так далее), потому что человек отчуждён, по Марксу, и от своего труда, и от понимания сущности этого труда, от сущности своей семьи и своего дома, и от самого себя, он отделен от своей жизненной энергии, и потому чувствует себя пойманным в сети тревожного однообразного пребывания в окружающем одномерном мире, по Герберту Маркузе, от которого в ином случае, его могут спасти только алкоголь и наркотики.

Да, страшно сказать манипулятору: «Я такой, какой я есть, несмотря на то, что это огорчает тебя», но в сущности, нам нечего терять, кроме подложного комфорта, который мы же и создали как защитный механизм сладкой ложью самим себе, чтобы сбежать от одномерности и тревожности?

Сохраняя разрушительные отношения с родителями, оставаясь на работе, где унижают, ваша личность медленно умирает, становится безразличной к боли, и потому мы рискуем не подготовиться к реальному и, возможно, опасному удару, который отказываемся видеть, - к смерти близких, уходу супругов или детей, к болезни или увольнению, и, вследствие неготовоности к этому, - становимся толерантны к чьим-то криминальным действиям, на которые закрывает глаза создаваемый в нас манипулятором ложный комплекс вины, и нами начинает руководить страх – следующая ступень к более глубокому рабству, делая нас бессильными против пандемий, экономического рабства и войн.

Расстаться с этими иллюзиями тяжело, ведь тогда вы получите позитивную свободу, то есть шанс более насыщенной и ответственной жизни, например, вы можете и не заболеть, и остаться одним из выживших в войне или пандемии, не зная, как без мегаполиса обслужить себя, или отправиться путешествовать, или создавать Стартапы без оглядки на мнение «папы», или заняться настоящим спортом (не фитнесом), а это тоже «выход из зоны комфорта эриксоновского гипноза», и он тоже несёт в себе и стресс, и чувство вины перед «несчастным» манипулятором. Но стоит ли этого бояться? Всё равно у вас нет альтернативы, кроме шопинга, телеморфинга и бутылки, как бы иронично это ни звучало, и бесконечной «самоизоляции».

Самая трагичная изнанка такой психической защиты отлично показана в киношедевре Терри Гильяма триллере «Король-Рыбак» (1991), когда герой настолько ушёл в иллюзии из травмирующей его реальности, что попал в страшный мир дна и психических отклонений, который убил у него сначала душу, а потом и тело. В фильме без цензуры полностью показан механизм такой деградации.

Техники пропаганды могут усиливать влияние одних месседжей и нивелировать влияние других для разных социальных и возрастных групп. Ребята из гетто могут начать крушить "королей-рыбаков", думая, что они «борцы за свободу с системой», или борцы против «слабых людей», что так же будет заблуждением. А «короли-рыбаки» могут начать «очищать мир» от ребят из гетто, как от «слабого звена системы».

В восточных странах, где власть традиционного общества и его пропаганды абсолютна, это обретает черты психоза, показанного в фильме Такеши Китано «Куклы» (2002).

Но всё это имеет ограниченный во времени «период действия».

-6

Да, мы видим «рабов» видеоигр, зависимых от сериалов людей и, конечно, шопоголиков и алкоголиков. Но мы не знаем, что произойдет с ними завтра, - именно потому фирмы растят штат маркетологов, которые лихорадочно ищут новые и новые «дискурсы» и «смыслы», новые рынки сбыта и аудитории для рекламных предложений, - ведь даже рынок видеоигр и алкоголя, как и любой другой рынок, имеет тенденции к насыщению и спаду.

Всё сказанное не должно быть поводом к сомнению в себе. Обратим их же их оружие против них же самих: «Обладающий информацией (о них) – господин, а не обладающий – раб».

Великое гуманистическое произведение середины 20 века роман Харпер Ли «Убить пересмешника» (1961) рассказывает нам очень поучительную историю: пожилая женщина, в возрасте 90 лет, принимающая опиум как обезболивающее, находит в своём возрасте волю, силу и решимость «умереть свободной», и перед смертью сама преодолевает эту наркотическую зависимость. Книга полна подобных месседжей, которыми Харпер Ли до сих пор расколдовывает от манипуляций человечество.

Но мы никогда не сможем быть до конца честными сами с собой, пока не преодолеем своих внутренних «демонов», которых враг и использует против нас, и потому практически все люди так или иначе бессильны перед Медиакоммуникациями.

На какое-то определенное время.

И когда Христос говорит нам:

«Не обманывайтесь – дурные сообщества развращают добрые нравы»,

- то это следует понимать буквально.

А может быть, создадим им стресс?

Уолтер Липпман считал, что в период катаклизмов (во время военных действий, террористических актов, эпидемий чумы или коронавируса, чрезвычайного положения) даже в обществе с преобладающим здоровым началом интересы отдельных личностей отходят на второй план, и общество объединяется из-за необходимости выживания. Но это не всегда хорошо, потому что общество отнюдь не становится сильным от такого объединения, а, наоборот, легче управляемым не всегда дружественными людям силами, не являясь больше устойчивой структурой. Именно поэтому Медиакоммуникации, используя этот страх, могут манипулировать человеком гораздо более успешно.

-7

Так Массмедиа ввели «моду» на драматичность, приняв решение постоянно нагнетать легкую панику и создавать людям небольшой дискомфорт. Ведь так растёт число посещений их таблоидов и больше покупается газет и журналов. Растёт конкуренция между группами интересов, прибегающим к стратегии драматизации своих интересов и дедраматизации противополож­ных.

А может быть, создадим им авторитетную фигуру? А, дети Индиго же не признают авторитетов, как «иксеры»… Что же мы будем делать теперь с «игреками» и «зетами»?

Ничего, ведь у «детей-индиго», как правило, развита жалость к поддающимся авторитетам и манипулированию Медиакоммуникациями родителям.

Современный добрый и благополучный подросток, отлично осознавая пагубность вышеописанных манипуляций, может сознательно уступить заведомому абсурду и манипуляторам только из чувства жалости и «почитания» родителей, из чувства расслабленности в созданной ими для него зоне комфорта, которой родители его «как бы подкупают», и жить какое-то время в абсурде, который им переживается очень непросто, в отличие от подростка предыдущих поколений, который так или иначе после 18 лет уходил из дома.

Поэтому следующим этапом в развитии теорий влияния в Медиа и Коммуникациях стали теории ограниченных эффектов. Так, их идеолог Карл Ховланд, проведя множество исследований, пришел к заключению, что влияние СМИ на широкие массы, особенно сегодня, когда группа Z не особенно увлечена их старым форматом, незначительно. Поэтому было признано необходимым воздействовать на более узкие сегменты общества, чтобы добиться нужных результатов, - на зажатых между несбывшимися надеждами на головокружительную карьеру в начале 21 века (например, в России) и между кризисом среднего возраста их родителей из поколения Х, за которых Z будто бы «несут ответственность». А склонность этих двух возрастных категорий к некоторой доли телеморфинга и инфантильности и взаимная созависимость довершают дело: кинотеатры и ТЦ оказываются переполнены людьми, готовыми на всё ради «хлеба и зрелищ».

Пол Лазарсфельд, основываясь на множестве экспериментов подобного рода, допустил гипотезу о том, что Медиакоммуникации так же отлично воздействуют на общество через авторитетные фигуры, которые более компетентны в конкретных вопросах (через «лидеров мнений»). Опять же, это тоже по-разному работает в различных возрастных категориях: если отец или мать нашего предполагаемого подростка приняли основополагающее решение через того или иного «лидера мнения», то заинтересованные в этом решении СМИ надеятся, что подросток подчинится им в силу материальной зависимости или в силу привязанности. Хуже, когда в один и тот же момент времени у конкурирующих друг с другом и подрывающих друг друга Медиакоммуникаций происходит «двойной месседж»: например, родителям только что внушили, что наследник «истинно испанской» идеологии Франко решит все их проблемы, а подросткам показали все серии «Гарри Поттера», где этот «наследник» кажется им… ну… сами_знаете_кем.

Интернет Вещей как новая СМИ-парадигма

Потому в современную Информационную эпоху, когда на руинах этих манипулятивных техник рождается основанный на Big Data полностью свободный от лжи и манипуляций Интернет 2.0 и основанный на Интернете Вещей и Идей Интернет 3.0, когда структурирование всех источников информации очищает любое информационное поле от хаоса и лжи, создавая основу будущего правдивого общества, где будет отсеяна как ложь, так и более 90% существующей сегодня информации как мусора, - «старое» поведение людей может привести их к личной катастрофе (когда окажется, что освобождать свой ум от заведомой лжи, в которую верили 12 поколений их предков, довольно болезненно, и может повлечь за собой массовые панические атаки и даже сердечные приступы). Потому лучше начинать освобождать свой ум от рабских программ уже сегодня, чтобы легче войти в программу национальной технологической Инициативы «2035», не дожидаясь, например, наступления 2035 года, а создавая себя заново в 2020.