(рассказы В.В. Заболотского)
В начале семидесятых в одном из АУЦ ДОСААФ произошел такой случай. В процессе прохождения курса учебно-летной подготовки (КУЛП) на самолетах МиГ-15 УТИ и МиГ-17, курсанты обучались полетам в зону и по кругу, на простой и сложный пилотаж, полетам по маршруту и в СМУ под шторкой, полетам парой, на типовые атаки по земле и в воздухе и элементам воздушного боя.
Однажды при полете по замкнутому маршруту на самолете МиГ-17, на самом дальнем поворотном пункте курсант попадает в облачность, и пока выбирался из нее с набором высоты, потерял ориентировку. Стрелка АРК (автоматического радиокомпаса) вращалась то влево то вправо, так что определить направление на аэродром было невозможно. Запросить «Прибой» на четвертой кнопке сначала постеснялся, а потом и связь с аэродромом пропала. Легкая паника вышибла из головы остатки знаний по восстановлению ориентировки, а глаза лихорадочно искали, какую ни будь подсказку, как выкрутиться из этой ситуации.
У начинающих летчиков шея еще не обросла жирком и позволяла голове вращаться на «триста шестьдесят градусов», но кроме чистого голубого заоблачного неба взгляд ничего не находил. В другой обстановке этими пейзажами можно любоваться до бесконечности, но иногда взор воровато возвращался в кабину и упирался в топливомер. А показания этого прибора не радовали, и стрелка казалось, как на зло, все быстрее стремилась к нулю. Еще раз осмотрев все вокруг взгляд остановился. Прямо над головой, но гораздо выше, гуськом, как серебристые белые лебеди, летели несколько Ту-16. «Вот оно счастье, надо подлететь и спросить. Куда лететь-то?». МиГ-17 с набором вышел на высоту полета группы самолетов и пошел на сближение, как учили. Это был маневр похожий на типовую атаку в воздухе
На Тушке похоже заметили истребитель и слегка «занервничали», так, как все стволы огневых установок повернулись в сторону предполагаемой атаки. По «кривой погони» самолет сблизился с Ту-16 и встал рядышком.
С недоумением хвостовой стрелок разглядывал МиГ-17 и машущего в кабине руками пилота. К тому моменту облачность под самолетами закончилась, но местность была незнакомая. Жестикулируя руками, курсант не заметил, как зацепил спутную струю Тушки. Истребитель закрутило и швырнуло вниз. К счастью все это происходило над поворотным пунктом для группы бомбардировщиков, одним из аэродромов ПВО. Выводя самолет из вращения после попадания в спутную струю, курсант увидел внизу бетонную полосу аэродрома, и забыв про все ринулся к спасительной полосе, как щенок к мамке.
С борта Ту-16 на КП аэродрома доложили, как вместе с ними летел истребитель и потом быстенько свалил в сторону аэродрома. Что при этом должно было подумать командование части? Наверное, какая-то проверка. Это было, скорее всего, сравнимо, как если бы в курятник бросили шумовую гранату. Через несколько минут во всем гарнизоне сапоги, бляхи ремней и пуговицы сверкали на солнце.
Самолет выполнив какой-то немыслимый маневр красиво сел на полосу и освободив ВПП остановился на рулежке. Аэродром замер в ожидании.
«Старики» от авиации рассказывали, что иногда командующий ПВО, с позывным «Дракон» садился на спарку Як-28П, улетал ни кого не предупреждая и как снег на голову, сваливался на какой-либо аэродром с проверкой. Так это случилось и в очередной раз.
На аэродроме проводились плановые полеты по введению в строй молодых летчиков. Эти полеты и так сложны своей непредсказуемостью, а тут вваливается какой-то «Дракон» и требует немедленную посадку. Молодой РП ставит этого «Дракона» в очередь на посадку. Но неугомонный «Дракон» вступает в пререкания и в визгливо-капризном тоне требует немедленную посадку по минимальному остатку топлива. Несколько раз в эфире прозвучала информация о аварийном остатке топлива. Все борты разгоняют и дают свободный заход. Кто-то из летчиков не выдерживает и выдает в эфир «Не бзди Дракон, ТЗ (топливозаправщик) на взлет пошел». Вскоре после посадки «Дракона» все полеты были прекращены, и весь личный состав, участвовавший в полетах, был построен. Был один вопрос: «Кто сказал эту фразу»?
Оказалось, что и фразу эту ни кто не слышал. Тогда командующий сказал, что по голосу узнает говорившего, и проходя вдоль строя летчиков просил повторить фразу: «Не бзди Дракон, ТЗ на взлет пошел». Дойдя до середины строя и выслушав от половины летного состава эти слова, он понял абсурдность этого происходящего. И тут сработала закалка старого асса, он вышел на середину строя и сказал: «Молодцы ребята, благодарю за службу» и рассмеялся. Ни наказаний ни наград , все обошлось, но еще некоторое время напряжение не спадало.
Три машины с командованием части мчались по рулежке к самолету. Выскочив из автомашин и изобразив строй командиры хотели двинуться к самолету , но что-то их остановило. Самолет с потускневшей краской, с надписью ДОСААФ, но с тремя пушками и подвесными баками, напоминающими авиационные бомбы, а рядом, пацан, в потертом шлемофоне и выцветшем комбинезоне. «А где летчик?» выдавил из себя командир. «Я летчик. Я заблудился. А где я нахожусь?»
Вскоре за самолетом и курсантом прилетела спарка УТИ Миг-15. В заднюю кабину посадили курсанта и парой улетели на свой аэродром. Говорили, что неплохо сложилась летная судьба у этого летчика. Сначала он летал на ЯК-28, потом на Су-15,и закончил службу на Миг-25. Сейчас это уже авиационная династия.