Найти тему

Карантин и ЕГЭ: ошибки при выполнении задания №25 ЕГЭ обществознание.

Как и обещал, в предыдущей статье, рассмотрение заданий ЕГЭ по обществознанию начнём с задания № 25.

Для начала, что от нас требуется при выполнении данного задания? "Используя обществоведческие знания, раскройте смысл понятия «______». Иными словами, нам нужно дать определение понятия, при этом оно должно быть максимально чётко сформулировано.

Первая ошибка. Учащиеся пытаются вызубрить определения. Естественно, что выучить все определения всех обществоведческих понятий – НЕВОЗМОЖНО! Даже при большом желании. Что же в таком случае делать, чтобы ПРАВИЛЬНО выполнить задание? Определение нужно придумать. А для этого нужно научиться составлять определения на основе знаний которые у нас уже есть.

Для того, чтобы правильно выполнять задания «ЧАСТИ 2» ЕГЭ выпускнику необходимо ознакомиться ещё с одним документом. Обещанная хитрость: на сайте ФИПИ скачать материал «Для предметных комиссий», его ценность в подробном описании того как должен выглядеть правильный ответ.

Там чётко определено: «На максимальный балл объяснение смысла / определение понятия должны быть указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия и отличающие его от других понятий» и делее «Не засчитывается:

характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию».

Т.е. определение состоит из 2-х частей: 1. Общая информация о предмете рассмотрения (сущность): мы должны ответить на вопрос ЧТО ЭТО? («отрасль права», «процесс» и т.п.) 2. Характеристика, особенности понятия, основные признаки.

Выучив эту простую формулу и имея только представления о каком-либо понятии вы самостоятельно составите правильное определение которое позволит верно выполнить задание.

Вторая ошибка. Учащиеся пропускают первую часть и сразу приступают к составлению предложений.

Следует запомнить, что если не раскрыт смысл понятия или смысл понятия раскрыт не правильно, то даже при правильном написании «2-х предложений» будет выставлено 0 баллов. И кроме того, в рекомендациях указано, что "при оценивании не засчитываются:

– предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов;

– предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний;

– словосочетания, нераспространённые предложения"

Не совершайте данные ошибки.

Спасибо за внимание!