Мы продолжаем обсуждать тему монашества с Гайденко Павлом Ивановичем, д.и.н, председателем ред. совета журнала "Палеоросия. Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях".
- Как Вы считаете, почему люди становятся монахами?
- Вопрос о мотивах ухода в монастырь не прост. Здесь мы вторгаемся в область психологии и внутренней жизни. Кто из нас обладает достаточным уровнем саморефлексии, тот поймет, что декларируемые мотивы действий человека, в которые человек может верить, могут не совпадать с тем, что им двигало по-настоящему и что мы порой не осознаём. Поэтому я бы говорил не только о мотивах, но и причинах. Если не рассматривать обе части этого, мы можем обмануться в выводах.
- Но ведь есть некие типичные побуждающие факторы?
- Сложный вопрос… Причин и мотивов было много. Монашество – это стремление к высшим идеалам, это предельная аскетика. Однако границы предела у всех разные. Это отдельный разговор. Но если мы говорим о раннем христианстве, то это был уход из христианизирующегося или уже христианского мира. Мотивы и поводы во многом скрывались в диссонансе между жизнью христиан в условиях отступления гонений и свободы и идеалами христианства, выраженных в текстах апостола Павла. В более позднее время мотивов было много.
Поскольку последние годы я посвятил своё основное внимание монашеству в Древней Руси, то я выскажусь именно о мотивах, какие толкали людей на принятие пострига в условиях того общества, как об этом позволяют судить источники.
- Да, очень интересно. Почему на Руси выбирали жизнь монашескую?
- Ограниченность формата вынуждает меня перечислить основные мотивы и поводы: Божественный призыв, поиск иноческих идеалов, исполнение обета за спасение, постриг перед смертью для освобождения от грехов, спокойная встреча старости, отсутствие мужа и вдовство (для девушек), форма отстранения от власти конкурента (насильственный или вынужденный постриг), создание монастыря для спасения княжеских богатств или богатств семьи и т.д.
Здесь я сразу хочу оговориться, что даже последние из перечисленных случаев воспринимались современниками как само собой разумеющееся и не вступали в противоречие с нормами той христианской морали. Во всяком случае, этот конфликт был минимальным. Здесь я бы обратил внимание читателей на книгу Фёдора Борисовича Успенского о монашеских постригах на Руси. Не пожалеете. Мне кажется, это лучшая работа по истории древнерусского монашества на сегодня.
- Имеет ли сегодня место монашеский подвиг? Есть ли те, кто подвизается настоящей отшельнической жизни, молчанию, сугубому посту и молитве?
Конечно есть. Недавно побывал впервые в жизни на Афоне. Видел и как постятся (в будничный день одна трапеза из оливок, хлебы и воды) и как молятся с 4 утра, и как трудятся, и как безмолвствуют. Конечно, я увидел не многое. Но я бы не решился вторгаться во внутренний строй жизни этих иноков. В России и на Украине большинству монашествующих приходится немало трудиться и жить с не меньшей отдачей. Конечно, сейчас мне не хочется говорить о непростых реалиях современности. Я бы предпочел говорить о не простых реалиях прошлого. Надеюсь. Мне это извинят. Мне не хочется быть ханжой и также не горю желанием комментировать то, что требует большой осторожности.
- Часто говорят, что человек, уходящий в монахи, бежит от трудностей.
- Что же касается «бегства» потенциального постриженника от трудностей, то, мне кажется, это не простой вопрос. В некоторых случаях это так и есть. Но почему человек не может уйти туда, где ему удобней? В конце концов, церковь служит образом спасения не только духовного. Хорошо известно, что монастыри в домонгольской Руси по крайне мере до середины XII в. были местом, где князь мог получить право убежища (закреплённое в римском праве Византии) и рассматривать свой вклад в обитель как неприкосновенный запас семьи. Впервые эти нормы были нарушены во времена великого княжения Изяслава, при его вступлении в Киев в 1146, когда был совершен погром церквей его политических противников и ареста его родственников, пробовавших укрыться в монастыре.
Так что монастырь выполнял множество функций. Да, обитель могла предоставить убежище, а постриг раскаявшегося преступника, мог спасти жизнь человека, совершившего преступление.
В следующей части мы поговорим насколько тяжело жить в монастыре.
В начало нашей беседы, о том, что такое монашество - читайте здесь.