На второй день пути начинают проявляться сверхъестественные силы: исчезли все запасные флеш-карты и половина аккумуляторов. Видимо, Хан Алтай взял свою дань фотопринадлежностями. Хорошо, что у меня два фотоаппарата. Теперь до конца маршрута я буду спать с аккумуляторами в спальнике, чтобы они не разрядились от холода.
Первые публикации об Укоке относятся ко времени так называемого Чугучакского договора (1864), которым была демаркирована граница между Россией и Китаем. Отчёты об этих экспедициях были очень обстоятельными, сами экспедиции — весьма дорогостоящими.
Однако эти материалы далеко не сразу стали широко известны. Территория плоскогорья в начале XX века даже не была нанесена на топографическую карту, а на опубликованной в 1900 г. в «Известиях Императорского Русского географического общества» топокарте массив Табын-Богдо-Ола вообще отсутствовал.
Все работы, проводившиеся на Укоке, на рубеже XIX-XX веков были попутными, они производились экспедициями, направлявшимися в Монголию и далее из бассейна р. Бухтармы через перевал Канас по долине р. Калгуты на перевал Улан-Даба.
Этот путь был освоен ещё кочевниками, поскольку Чуйского тракта в его современном понимании в то время не существовало.
С начала 1990-х годов усилиями российских учёных и алтайской общественности начались работы по включению ряда территорий Алтая в почётный список Всемирного наследия. В 1998 г. проект «Золотые горы Алтая» получил поддержку ЮНЕСКО.
Согласно своему новому статусу, территория плоскогорья Укок должна пользоваться особым вниманием учёных, общественности и правительств, на ней должна быть исключена промышленная и хозяйственная деятельность.
По этой ссылке находится полный список моих заметок об истории и религии Горного Алтая, о Тибете и Кайласе, а также о загадках Аркаима