“Do what you can, with what you have, where you are.” Theodore Roosevelt
Пару месяцев назад я прошла конкурс на программу “Трекер Предпринимателей” в Академии Трекеров #trackacademy. Основной интерес к обучению заключался в следующем: разобраться кто такой бизнес трекер и понять, подходит ли эта новая, малоизвестная в широких кругах, специализация мне.
Сделаем делать небольшую историческую вставку: профессия бизнес трекера появилась в рамках американских акселераторов стартапов. Наиболее известный из них - акселератор YCombinator. Под его крылом развивались такие компании как airbnb, dropbox. Акселератор работает с 2005 года и вывел на рынок более 2000 стартапов. А людей, которые, помогали стартапам вставать на ноги, развивать продукты и получать инвестиции стали называть трекерами.
На данный момент, по всему миру существует большое количество акселераторов и бизнес-фабрик, нацеленных на вывод новых продуктов и команд на рынок, а также поиска инвесторов для проектов с целью дальнейшей их продажи. В Российской Федерации зарегистрированы акселераторы практически при каждом университете или крупной компании. Они поддерживаются государством и довольно интересны потенциальным инвесторам. Ранее в акселераторах прокачивались только стартапы, теперь же целевая аудитория несколько выросла - в нее стали входить компании малого и среднего бизнеса (например, развитие ветеринарного центра) и выделенные проекты в крупных компаниях (например, быстрый перезапуск мобильного клиента банка). Стоит сказать, что фокусировка на скорости выполнения и качестве результата - основное преимущество технологий, применяемых трекерами в акселераторах. Кратное снижение метрики “time to market” с повышением выручки, применяемые в акселераторах показали свою эффективность уже и в СМБ, и на проектах в крупных компаниях.
Трекер, тот человек, который помогает бизнесу добиться внушительных результатов в сжатые сроки. Можно сказать, что трекер - это бустер для ваших задач, направленных на достижение поставленных целей. Трекер обладает знаниями и технологиями для обеспечения эффективной программы действий. Стандартные навыки трекера:
- Управление процессами привлечения клиентов, их удержания и дополнительных продаж. Катализ роста продаж.
- Анализ и оптимизация продуктовой воронки на основе современных технологий (lean, cusdev и тп).
- Исследование рынка и проверка гипотез (и hadi-циклы тут в помощь)
- Поиск новых каналов привлечения пользователей и клиентов, повышение прибыльности существующих.
- Построение финансовой модели бизнес-процессов с учетом рисковой составляющей (на основании анализа бизнес-процессов и матрицы рисков), юнит-моделирование
Фактически, трекер обладает знаниями и навыками, нацеленными на сбор целей и задач предпринимателя в пазл, демонстрирующий продукт рынку и приносящий доход предпринимателю.
Нынешняя ситуация подразумевает существование некоторых вопросов: может ли трекер помочь бизнесу во время кризиса и будут ли актуальны навыки трекера дальше? Конечно, трекер не гуру консалтинга, предлагающий волшебную таблеточку на основе былых побед. Напротив, под задачами трекера подразумеваются следующие тезисы:
- помочь бизнесу осознать и структурировать текущие цели и задачи компании,
- выявить точки изменений совместно с бизнесом в текущих реалиях,
- помочь достичь и реализовать точки изменений в сжатые сроки.
Или, говоря кратко - помочь бизнесу в сжатые сроки разобраться в текущей ситуации и помочь достигнуть поставленных целей в ситуации неопределенности.