Людские пороки - это центральная тема в искусстве. Классическое искусство призвано защищать базовые ценности общества, и порицать/высмеивать его недостатки. Догвилль вполне может выступить как модернизированная экранизация гоголевского Ревизора. Отличие же данной картины от образцов старой классической литературы состоит в его современности - проблема всеподоночности здесь рассматривается более детально, привлекая к себе побочные вопросы.
Кто?
Режиссёр фильма - Ларс фон Триер, последним хитом которого стал Дом, который построил Джек. Главные роли достались Николь Кидман (Роковое искушение, Убийство священного оленя), Пол Беттани (Игры разума), Харриет Андерсон (Шепоты и крики, Вечер шутов) и Патрише Кларксон (Острые предметы, Карточный домик).
Особенности?
Всего две, стоящие упоминания. Во-первых, фильм разбит на пролог и главы, перед началом каждой из которых описывается кратчайшее содержание наступающей главы. Во-вторых, фильм выглядит как малобюджетная театральная постановка: ~0 декораций и деталей, даже кусты и деревья просто обозначены на асфальте. Одним словом, обстановка доведена до крайнего минимализма, а сюжет развивается лишь в зависимости от воображения зрителя.
Смысл?
Нельзя дарить подарки тем, кто не умеет их принимать. Показано это несколько утрированно, но вполне достойно и без нарушений причинности событий. Можно обвинять себя и пытаться исправиться и совершенствоваться ради других, а надо ли? Дрянной городок надо сжигать, как, кстати, в фильме Месть от кутюр.
Об этом говорил Томас Эдисон Jr., который, словно лампочку, привнёс Грейс, как свет в жизнь жителей. Такой дар, помогающий жителям и добивающийся всеобщей благосклонности за весьма скромное жалованье должен быть принят с распростёртыми объятиями. Но зачем ограничиваться формальностями, если появился тот, из кого еще не все соки выжаты? Может, дожать нужно?
Этим и начинают заниматься горожане после обнаружения риска содержания Грейс. Сексуальные унижения, которые она претерпевает, ломают её склонность к милосердию. Превращаясь в развращенную рабыню, Грейс начинает медленно умирать.
Завершается же всё экшеном: героиня обращается в злой, но справедливый рок. Её милосердие иссякает и она сжигает мосты за собой, разочаровавшись в людях целиком.
Символы фильма
Если сравнивать фильмы Йоргоса Лантимоса с Догвиллем, то можно сказать, что Триер более снисходителен к зрителю, чем Лантимос. То же Убийство священного оленя требует внушительного бэкграунда из греческой мифологии, Догвилль же прост - Триер называет героя Томасом Эдисоном, ссылаясь на вполне известного исторического персонажа. Внедряет в фильм улицу Вязов, отсылаясь на хоррор-классику Фредди Крюггера. А для того, чтобы вы точно заметили надпись на шахтах Dictum ac Factum (лат. "Сказано - сделано"), Триер показывает этот кадр на протяжении 20 секунд с разных ракурсов. Словом, символизм Триера трудно пропустить, другое дело - разгадать значение.
Вот такой вот Ревизор выходит у датчан. Не для восьмиклассников, конечно, но общество воспитывает в той же мере.