Найти в Дзене
Музейные истории

Тайну аркаимского текстиля помогли раскрыть глиняные горшки

Найти при раскопках древних памятников остатки тканей — исключительно редкая удача. И если в средневековых захоронениях они иногда встречаются (яркий пример — «Челябинская ткань» из Синеглазовских курганов), то в случае с более отдаленными временами вероятность такой находки стремится к нулю. Тем не менее археологи, изучающие памятники бронзового века на Южном Урале, составили неплохое представление о ткацком деле наших далеких предшественников. А помогли им в этом… глиняные горшки!

В отсутствие гончарных кругов (по тем временам — технической роскоши, которую могли позволить себе только протогорода Ближнего Востока) разные племена решали задачу производства глиняной посуды по-разному. Древние металлурги Урала практиковали оригинальный и весьма остроумный способ: они просто ставили вверх дном какой-нибудь старый горшок, оборачивали его влажной ветошью и лепили поверх него новый сосуд. Долепив до самой широкой части, мастер вынимал основу и выводил плечи и горло сосуда глиняными жгутами.

Естественно, при таком способе на внутренних поверхностях керамических изделий оставались оттиски тканей (если только их специально не замазывали — бывало и такое). Их-то и изучают археологи, пытаясь реконструировать технологию изготовления тканей. И весьма преуспели в этом!

Отпечаток ткани на дне керамического сосуда. Фото Н.Б. Виноградова
Отпечаток ткани на дне керамического сосуда. Фото Н.Б. Виноградова

Одна из самых больших коллекций южноуральской керамики эпохи бронзы найдена при раскопках могильника Кривое Озеро в Троицком районе Челябинской области: 155 сосудов синташтинской (к которой относится знаменитое укрепленное поселение Аркаим) и петровской культур, более трети из которых сохранили отпечатки текстиля.

Что сделали археологи? Они взяли мелкодисперсную глину и сняли с этих отпечатков слепки, в точности повторяющие фактуру использованной ткани. Эти слепки они внимательно изучили под микроскопом: измерили толщину нитей и расстояние между ними, тип и плотность переплетения.

Фрагмент сосуда с отпечатком ткани и орнамента сосуда-основы. На вставке — слепок с этого отпечатка. Фото Н.Б. Виноградова
Фрагмент сосуда с отпечатком ткани и орнамента сосуда-основы. На вставке — слепок с этого отпечатка. Фото Н.Б. Виноградова

Оказалось, что древние уральцы выделывали ткани как минимум четырех видов: редкую ткань, напоминающую мелкую сетку или марлю; мешковину; репс и плотную ткань. Причем на синташтинских горшках чаще всего встречаются отпечатки редкой ткани и мешковины, а на петровских — только отпечатки репса и плотной ткани.

Судя по глубине и четкости отпечатков, первые два типа ткани делали из растительного сырья, а репс и плотную ткань — из шерсти.

Высокое качество тканей (небольшое количество ошибок, одинаковое натяжение нитей основы и постоянное расстояние между нитями, особенно заметное на редкой ткани) указывает на то, что они изготовлены на довольно продвинутых ткацких станках. Трудно сказать, были это вертикальные или горизонтальные станки, станки-рамы с жестким натяжением нитей или станки с грузиками. Не исключено, что для разных тканей использовались устройства разной конструкции. Но почти не вызывает сомнений, что они должны были быть оборудованы ремизкой, бердом и механическим устройством переключения зева — то есть всеми основными рабочими органами классического ручного ткацкого станка.

Довольно неплохо для рубежа III – II тысячелетий до н.э., как вы считаете?

chelmuseum.ru