Найти при раскопках древних памятников остатки тканей — исключительно редкая удача. И если в средневековых захоронениях они иногда встречаются (яркий пример — «Челябинская ткань» из Синеглазовских курганов), то в случае с более отдаленными временами вероятность такой находки стремится к нулю. Тем не менее археологи, изучающие памятники бронзового века на Южном Урале, составили неплохое представление о ткацком деле наших далеких предшественников. А помогли им в этом… глиняные горшки!
В отсутствие гончарных кругов (по тем временам — технической роскоши, которую могли позволить себе только протогорода Ближнего Востока) разные племена решали задачу производства глиняной посуды по-разному. Древние металлурги Урала практиковали оригинальный и весьма остроумный способ: они просто ставили вверх дном какой-нибудь старый горшок, оборачивали его влажной ветошью и лепили поверх него новый сосуд. Долепив до самой широкой части, мастер вынимал основу и выводил плечи и горло сосуда глиняными жгутами.
Естественно, при таком способе на внутренних поверхностях керамических изделий оставались оттиски тканей (если только их специально не замазывали — бывало и такое). Их-то и изучают археологи, пытаясь реконструировать технологию изготовления тканей. И весьма преуспели в этом!
Одна из самых больших коллекций южноуральской керамики эпохи бронзы найдена при раскопках могильника Кривое Озеро в Троицком районе Челябинской области: 155 сосудов синташтинской (к которой относится знаменитое укрепленное поселение Аркаим) и петровской культур, более трети из которых сохранили отпечатки текстиля.
Что сделали археологи? Они взяли мелкодисперсную глину и сняли с этих отпечатков слепки, в точности повторяющие фактуру использованной ткани. Эти слепки они внимательно изучили под микроскопом: измерили толщину нитей и расстояние между ними, тип и плотность переплетения.
Оказалось, что древние уральцы выделывали ткани как минимум четырех видов: редкую ткань, напоминающую мелкую сетку или марлю; мешковину; репс и плотную ткань. Причем на синташтинских горшках чаще всего встречаются отпечатки редкой ткани и мешковины, а на петровских — только отпечатки репса и плотной ткани.
Судя по глубине и четкости отпечатков, первые два типа ткани делали из растительного сырья, а репс и плотную ткань — из шерсти.
Высокое качество тканей (небольшое количество ошибок, одинаковое натяжение нитей основы и постоянное расстояние между нитями, особенно заметное на редкой ткани) указывает на то, что они изготовлены на довольно продвинутых ткацких станках. Трудно сказать, были это вертикальные или горизонтальные станки, станки-рамы с жестким натяжением нитей или станки с грузиками. Не исключено, что для разных тканей использовались устройства разной конструкции. Но почти не вызывает сомнений, что они должны были быть оборудованы ремизкой, бердом и механическим устройством переключения зева — то есть всеми основными рабочими органами классического ручного ткацкого станка.
Довольно неплохо для рубежа III – II тысячелетий до н.э., как вы считаете?