Указ мэра Москвы Сергея Собянина о полной самоизоляции, принятый и озвученный вечером воскресенья 29 марта 2020 г., вызвал шквал неоднозначных оценок - причем не только со стороны рядовых граждан, которые подобные распоряжения своими судьбами доверяют только Президенту (царю-батюшке), но и со стороны юристов, и даже чиновников и депутатов. Что только не приписывали действиям и решениям столичных властей - вплоть до путча ввиду отсутствия Президента в столице. Все стали живо обсуждать как же может такая изоляция работать, где получать разрешительные пропуска, как добраться на работу и т.д. и т.п. Основной фокус был именно на юридической стороне данного вопроса, но хотелось бы заглянуть вглубь произошедшего с точки зрения существующего политического уклада.
Сергей Собянин входит в число тех, кто формирует и поддерживает вокруг Президента специально созданную для него реальность. В этой реальности есть достаточно четкое разделение на "серьезные" и "несерьезные" проблемы. Вот, например, Сирия - это очень серьезная проблема. Северный поток 2, вмешательство в выборы США, защита русскоязычного населения в ДНР и ЛНР - все это важные проблемы, Президент часто и охотно про них говорит или говорил. А какие проблемы и вопросы, тогда, "несерьезные"? И как их отличить. Главный признак - пренебрежительное тон и манера разговора. Вот лишь несколько примеров:
Про митинг на Болотной площади, 2011 год
Если говорить откровенно, я когда увидел на экране что-то такое здесь у некоторых на груди... Честно вам скажу, неприлично. Но тем не менее, я решил, что это пропаганда борьбы со СПИДом, что это такие, пардон, контрацептивы повесили. Потом присмотрелся - вроде нет
Про сланцевую нефть и газ, 2019 год
Дело в том, что сегодняшние технологии добычи сланцевой нефти, сланцевого газа являются, без всякого преувеличения, варварскими, они уничтожают экологию... Давайте мы подождем, когда американцы истратят деньги на новые технологии по добыче сланцевой нефти, а потом у них цап-царап — посмотрим, мы вообще заинтересованы в этом сегодня или нет, и задешево купим
Про перспективы чистой энергетики в Германии, 2010 год
Я не хочу это никак комментировать, но не понимаю, чем топить будете? Газа вы не хотите, атомную энергетику не развиваете. Дровами топить будете? У вас же и дров нет.
Очевидно, что степень серьезности определяет не сам Президент, а его окружение - они готовят материалы, справки, приводят примеры и "инсайды". За 20 лет сложился определенный пласт вопросов, которые входят в список приоритетов Президента России - это вопросы военных конфликтов, территориальные споры, энергетика, экология, животный мир. Внутренние же проблемы составляют лишь обязательную часть церемониала - разговоры и поручения про улучшение здравоохранения, образования, уровня жизни, борьбу с коррупцией, эффективность чиновников и т.д. озвучиваются регулярно с прогнозируемым эффектом. Но это не означает, что Президент, например, не интересуется этими внутренними проблемами - просто его окружение ловко обкладывает все бумагами, отчетами и коллективными очковтирательством, что уж если и пытаться в чем-то разобраться - то тогда надо чуть ли не самому погружаться в вопрос (как было, например, в случае с наводнением в Тулуне, где даже после вмешательства первого лица все решения и действия исполнялись крайне долго).
Но вернемся к Собянину, Москве и вирусу - в чем тут дело и причем здесь большая политика? Самое очевидное - это, конечно же, борьба с новым премьером Мишустиным, место которого, как судачили многие, должен был в январе занять как раз-таки Собянин. Мэр Москвы возглавил рабочий совет по борьбе с коронавирусом во всей стране - видимо считается, что опыт мегаполиса является типовым для малых сел, тайги, промышленных моногородов и т.д. Аппаратная война всегда ведется не ради победы, а ради определения проигравшего - тот, кто справится хуже соперника, тот и выбывает из игры, и в данном случае на кону участие и влияние на Президента в ходе большой Конституционной реформы. И здесь Собянин решил одним выстрелом убить еще и второго зайца - в "плюшевой" реальности Президента существует лишь одна брешь, лишь один канал информации, который его окружение не может перекрыть, и это - общение с лидерами других государств.
Последние несколько недель не только рядовые граждане большинства стран мира, но лидеры этих стран общаются преимущественно про этот самый вирус, статистические данные показывают бедственное положение с больными в Италии, Германии, США и ранее в Китае и Южной Корее. Волей-неволей и у нашего Президента возникнет резонный вопрос - а у нас то все нормально? Собянин явно тонко понял ситуацию - пытаться лечить или тестировать граждан своего города он попросту не сможет, нужное оборудование, тесты и лекарства если и есть, то только на бумаге закупочных тендеров. Мэр Москвы своими действиями по изоляции москвичей дает Путину значительно больше, чем решение серьезной проблемы - он дает своему Хозяину возможность "утереть" нос Западу с их неэффективными методами борьбы с вирусом. Путин всегда старается подсветить серьезные проступки и косяки западных стран, выставляя это не только и не столько как проступок конкретных чиновников, сколько как болезнь и порок всей успешной западной системы в целом. Однако, если Собянину не удастся достичь результата - он и сам многим рискует. Правда он ощущает постепенную потерю должного влияния, потому, наверное, и решился воспользоваться ситуацией.
В рамках существующей системы оценки Президентом своего ближайшего окружения, очевидно, такой результат будет высоко оценен, и потому Собянин спешно организовал такой формат - ему плевать на юридическую сторону вопроса, это точно не беспокоит Путина, а вот возможный результат - это то, ради чего игра стоит свеч. И никакая забота о гражданах тут даже близко не стоит.
Читайте также:
- Коронавирус как приговор Китаю. Привыкайте к "made in India".
- Вообще то - это война! Как COVID меняет геополитику.
- Россия и Беларусь. Какие методы в таких ситуациях применяли римские императоры?
Все изображения взяты из открытых источников и принадлежат их правообладателям