Николай Александрович Львов — архитектор, инженер-изобретатель, поэт, музыкант, художник. За такую разносторонность его даже называли «русским Леонардо».
Большинство произведений Леонардо да Винчи так опережали своё время, что остались в чертежах и никогда не были реализованы. В этом отношении Николай Александрович был, пожалуй, даже счастливее Леонардо. Он построил множество прекрасных церквей в Тверской губернии и несколько зданий в Петербурге.
1) Здание Почтамта
Едва ли не самое известное здание в Петербурге, спроектированное Львовым, — Главпочтамт с огромным операционным залом. Операционный зал — это взятый под крышу двор, вокруг которого располагались конюшни, мастерские, сараи. Отсюда отправлялись в путь экипажи, развозившие во все концы России пассажиров и почту. И отсчёт вёрст по всем дорогам страны, идущим из Петербурга, вёлся от Почтамта. Даже особые верстовые столбы были изготовлены. Их и сегодня можно увидеть в некоторых местах нашего города.
2) Невские ворота Комендантской пристани в Петропавловской крепости
Пристань называется Комендантской потому, что по весне, когда сходил ладожский лёд, из Невских ворот Петропавловской крепости, которые смотрят на Неву, торжественно выходил её начальник — комендант — и, зачерпнув серебряным ковшом воду из реки, объявлял начало навигации.
Для Невских ворот Львов выбрал самый простой по очертаниям и самый «тяжёлый» по пропорциям тосканский ордер. Арочный проём торжественно обрамляют четыре колонны, сбилиженные попарно, причём каждая пара перехвачена у основания двумя мощными блоками из сердобольского гранита. Элементы украшения, строгие и монументальные, напоминали о том, что это ворота крепости, стоящей на страже города.
3) Троицкая церковь («Кулич и Пасха»)
Троицкая церковь, построенная Львовым и правда по форме напоминает пышный кулич, а колоколенка рядом в виде пирамиды — творожную пасху.
В XVIII веке в том месте, где построена церковь, было село Александровское — имение генерал-прокурора князя А.А. Вяземского. Большой барский дом был окружён парком с беседками, мостиками, разными затеями. Здесь устраивались роскошные праздники с фейерверками и спектаклями. Под стать этому великолепию надо было построить и церковь. Не удивительно, что вельможа прибег к услугам Николая Львова, работы которого хорошо знал и на чей вкус мог положиться.
Ещё в 1779 году во время перестройки старого сенатского дома (позднее перестроенного Росси) Львов сочинил программы аллегорических барельефов. На одном из них, впоследствии уничтоженном по приказанию Павла, был изображён «храм правосудия — ротонда, а возле него — "твёрдая призматическая пирамида"». В этом описании, составленном Державиным, — первое упоминание сочетания ротонды и пирамиды в связи с именем Львова, а также с именем Вяземского, поскольку именно по его поручению исполнялись все перестройки. А через несколько лет композиция, увиденная Вяземским в рельефе, возникла в его усадьбе.
4) Приоратский дворец
В Гатчине для императора Павла Н.А. Львов выстроил маленький землебитный дворец — Приорат. Название Приорат происходит от слова «приор», означающего должностное лицо в духовно-рыцарских орденах. Император Павел I взял под своё покровительство остров Мальта и стал великим магистром знаменитого Мальтийского монашеского ордена, который основал Иоанн Иерусалимский. В Петербурге ждали приезда приора. Вот тогда Павел и повелел выстроить в Гатчине маленький замок, очень похожий на средневековый. Он стоит на укреплённой камнем площадке — террасе — над озером, словно игрушка на столе.
Техника землебитного строения разработана самим Львовым. Он писал:
«Всё строение сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолков».
Только башенка сложена из камня. Многие сомневались в том, что дворец простоит хотя бы десятилетие, а он прожил два века и ещё невесть сколько будет существовать.
А ещё Львов изобрёл воздушное отопление и тем избавил парадные помещения от копоти и грязи: в них поступал по трубам горячий воздух из подвала, в котором топились печи.
5) Усадьба Державина
Дом №118 по набережной Фонтанки интересен всем, кому дорога русская литература, кто любит искусство XVIII века. Некогда он принадлежал замечательному поэту Гавриле Романовичу Державину, а построил его для своего друга Николай Александрович Львов. В середине XIX века дом был сильно перестроен и частично надстроен, но общий характер постройки сохранился, и планировка помещений в известной мере осталась той же.
6) Церковь св. Екатерины в Мурине
Эта церковь — многоярусное сооружение с подчёркнуто выраженной вертикалью, в цокольном этаже которого находится усыпальница Воронцовых. Над ней — собственно церковь, просторная, классически ясная и уравновешенная. Завершено здание деревянной ротондой-бельведером, не имеющей функционального значения, необходимой только для создания эстетического впечатления.
Нонна Яковлева