(Underwater, 2020, США)
"Уж сколько раз твердили миру", что снимать подводные хорроры равносильно коммерческому самоубийству - чего уж там, если сам маэстро Кэмерон, и тот однажды на этом погорел ("Бездна", 1989). И тем не менее находятся ещё непуганые... энтузиасты, пытающиеся не только доказать обратное, но и готовые вбухать в свой проект аж 80 млн. $ (включая маркетинг).
Неведомо, прогнозами какой Ванги воодушевились создатели "Под водой", но теперь они вправе требовать от неё компенсацию за недобросовестную услугу. Потому что их океанская хоррор-затея - экая неожиданность! - тоже прогорела, несмотря на то, что роль главного водолаза в ней досталась некогда модной звезде "Сумерек" Кристен Стюарт.
Увы, ставка не выиграла - как оказалось, верных поклонников у Кристен с "сумеречных" времен почти не осталось. И смотреть на то, как стриженная под мальчика и выкрашенная в блондинку Белла Свон топает по дну моря в громоздком скафандре, народ в кинотеатры не ломанулся.
Впрочем, в кассовом провале "Под водой" эта девочка уж точно не виновата, поскольку актриса она всё же неплохая. Этот фильм губит сюжет, который не преподносит нам абсолютно ничего нового со времён "Левиафана" и "Глубоководной звезды шесть". Более того, "Под водой" можно обозвать римейком сразу обеих этих картин - настолько безыдейно перепевает она их истории, не привнося в них ничего нового. Кроме разве что другой внешности истинных хозяев Марианской впадины. Да и те представляют собой лишь стотысячную вариацию уродцев и левиафанов из типичного подводного фэнтези.
"Атас, нас кто-то топит - напяливаем ласты и драпаем на поверхность!" - вот, собственно, и весь тутошний сюжет. Чья героиня, инженер-механик Нора Прайс (Стюарт), почему-то носит статус главной, хотя что в ней особенного, нам так и не покажут. Тем более, что начальник этой экспедиции вовсе не она, а капитан Люсьен (Венсан Кассель), за которым Нора и прочие шастают по дну Тихого океана.
Как бы то ни было, но современные спецэффекты, где для общих планов уже не топят в аквариуме модельки станции и батискафов в масштабе 1:72, выгодно отличают это кино от его предшественников. Да и здешний цифровой монстрятник не похож на надувные игрушки прошлого века, а нарисован/анимирован по всем киностандартам века нынешнего.
Дно Марианской впадины тоже показано одной кромешной тьмой - казалось бы, реалистичнее некуда, но в этом вся и загвоздка. То, что вроде бы должно нагнетать безнадёгу и ужас, со своей задачей, к сожалению, справляется плохо. И мрак, разрываемый лишь лучами фонарей, этому почти не помогает. Наоборот, он больше раздражает, поскольку делает картинку однообразной и скучной.
Вдобавок сами "марианцы" кошмарят людей слишком уж лениво и интеллигентно, хотя такой-то оравой могли бы устроить им беспрерывный кровавый драйв. Но нет, все атаки монстров ведутся в щадящем режиме эпизодического покусывания, и близко не похожего на тот ад, что устроили мракозоркие твари героям "Чёрной дыры", где битва хомо и не-хомо шла в аналогичных условиях нулевой видимости.
Ну а когда на сцену этой истории выходит её "вий", то бишь вражеский супербосс...
Что ж, в этот момент хочется встать и выпить, не чокаясь, за упокой фантазии авторов "Под водой". Потому что более неудачного времени, чтобы умереть, как за двадцать минут до финала, их фантазия выбрать не могла. Который многие зрители и вовсе рискуют не увидеть, так как после явления супербосса будут сидеть перед экранами в позе фейспалма. И сокрушаться о том, что зря они смотрели не так давно по две части "Тихоокеанского рубежа" и "Годзиллы", ведь в противном случае "Под водой" мог и впрямь показаться им офигеть каким уникальным, а теперь этот шанс безнадёжно упущен.
***
В общем, впечатления ровно такие же, какие и должны быть от насквозь вторичного хоррора. Созерцание чьей глубоководно-мрачной "картинки" ещё может доставить вам удовольствие, однако ни удивить, ни напугать вас это кино уже неспособно. Тем паче, что и Венсан Кассель играет тут психически адекватного, положительного героя - самое унылое амплуа, в котором он только мог предстать перед своими поклонниками.