Konnichiwa! Сегодня я хочу рассказать вам о таком направлении японского изобразительного искусства, которое получило свое развитие с периода Эдо(XVII век) как укиё-э.
Слово "укиё-э", дословно переводящееся как «плывущий мир», является омофоном к буддистскому термину «мир скорби», но записывается другими иероглифами. Первоначально термин «укиё» употреблялся в буддизме как обозначение «бренного мира, юдоли печали», но в эпоху Эдо, с появлением специально отведённых городских кварталов, в которых процветал театр Кабуки и находились дома гейш и куртизанок, термин был переосмыслен, и зачастую его стали понимать как «мир мимолётных наслаждений, мир любви».
Гравюра в стиле укиё-э является основным видом ксилографии в Японии. Данный стиль начал зарождаться на волне урбанизации Японии в конце XVI века, что привело к появлению классу торговцев, ремесленников и писателей, которые начали создавать различные рассказы и сборники сочинений, иллюстрациями к которым и были укиё-э. Данные сборники назывались "эхон" - книги картинок.
Пик распространения данных гравюр пришелся на вторую половину XVII века в городской культуре Эдо (современный Токио). Гравюры были доступны по цене ввиду возможности массового производства, и были предназначены для населения, которое не могло позволить себе украсить дом картинами.
Как вы можете заметить, изначально гравюры были черно-белыми, так как использовалась лишь тушь. Однако, с начала XVIII века получила распространение практика ручного окрашивания укиё-э с помощью кисти.
В середине XVIII века была разработана техника цветной печати, которая привела к распространению так называемых нисики-э, выделив таким образом Средний период (1765-1804) в искусстве укиё-э.
Создателем метода печати многоцветной гравюры был Судзуки Харунобу (1725-1770). Начав с печати с трех-четырех матриц, Харунобу увеличил число досок до 7-9, стал активно использовать различные возможности техники: тиснение по влажной бумаге, печать золотым и серебряным порошком. Введение новых, более сложных и дорогостоящих техник объяснялось возникновением моды на специальные гравюры суримоно, выпускавшиеся небольшим тиражом для узкого круга любителей, к различным датам или специально к Новому году. Кроме суримоно, Харунобу ввел в обиход специальные календарные гравюры экоёми.
Поздний период развития японской гравюры (1804-1867)часто связывают с введением цензуры в 1790 году, согласно реформам так называемой эры Кансэй (1789-1801), с этого момента все гравюры, предназначенные для коммерческого распространения, подлежат обязательной цензуре. Получает развитие пейзажный жанр и жанр изображения цветов и птиц кате-га, а также изображение воинов муся-э.
После революции Мэйдзи в 1868 году, в Японию ввозятся достижения западной цивилизации и укиё-э выходят из моды, однако на Западе наоборот - активно скупаются на западе и оказывают достаточно сильное влияние на западную живопись, в том числе на таких именитых художников как Клод Моне, Винсент Ван Гог и др.
Искусство японской гравюры не только определило вектор развития японского графического искусства, но и стало источником вдохновения для западной живописи. Укиё-э являются отличным примером уникального стиля, которым обладает Страна, где встает солнце.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал и ставьте лайки! 鬼の半ぞ。