Найти тему
Touch Future

Диалог в трех измерениях: как управлять собеседником в социальных сетях

Оглавление

Когда продолжительное время занимаешься разработкой решений, направленных на потребности и ожидания людей, то невольно начинаешь находить новые исследовательские инструменты там, где их искать, в общем-то, не принято. Лично для меня самой плодовитой в этом смысле оказывается сфера драматургии и все, что с ней связано: сценарии, кинематограф, литература, театр и т.п.

Если следовать формуле Юрия Олеши и понимать писателя, как инженера человеческих душ, изучающего мотивы и поступки своих героев, то препарируя различные авторские подходы, можно находить прекрасные инструменты для качественного анализа персонажей вас окружающих.

Важно отметить, что использование драматургии в исследовательских процессах, не является чем-то неизведанным и новаторским. Например, в социологии существует драматургический подход, который обычно используется в исследованиях для описания социальных взаимодействий в повседневности. Если мы представляем себя в роли режиссёров, наблюдающих за тем, что происходит на сцене повседневной жизни, то мы проводим «драматургический анализ», как его определял социолог Ирвин Гофман. Зачастую, изучение социальных взаимодействий, во многих социологических работах использует терминологию театрального представления. Более того, в научной терминологии существует парадигма «драматургической перспективы», согласно которой, личность индивида определяется ролями, которые он играет, и консенсусом между "актёром" и его "аудиторией". Прежде чем вступить во взаимодействие с кем-либо, индивид обычно подготавливает роль, обдумывает впечатление, которое хотел бы произвести. В театральной среде это обозначается термином «проработка персонажа».

Секретная формула

Но, перейдем к сути. С недавних пор, одной из моих любимых формул, является "трехмерная модель диалога", которую, подробно описал в своей книге "Диалог" американский сценарист и один из самых авторитетных преподавателей сценарного искусства в мире - Роберт Макки.

-2

Раскрывая секрет построения идеального диалога голливудский гуру, предлагает ориентироваться на "трехмерную модель", в которой есть следующие составляющие:

1. Высказанное - поверхностный уровень высказанного, который несет в себе более или менее устойчивые значения. Буквально то, что герой говорит в кадре.

2. Невысказанное - внутреннее пространство героя, из которого он смотрит на мир, чувства и мысли формируются именно здесь, вот почему "Я" героя стремится удерживать их в себе. Это то, что герой осознает, но не решается сказать. Например, он может что-то предложить своему собеседнику (высказанное), но ожидать от этого действия желаемого результата (невысказанное). По-дружески, предлагая девушке бокал мартини в баре, герой может планировать уложить ее в постель, или втереться в доверие и ограбить.

3. Невысказываемое - то, что таится в сфере подсознания героя, потребности, которые движут им и не осознаются в полной мере. Детские травмы, психические отклонения, неоправданные ожидания, фобии, то, с чем не в силах совладать персонаж, то, что подчиняет его волю на подсознательном уровне.

А теперь попробую продемонстрировать, как работает эта схема на практике и как она может пригодиться вам в повседневной жизни.

Особенностью нашего российского общества является низкий уровень социального доверия. Как следствие, в обществах такого типа развивается "культура цинизма" (П.Штомпка). К примеру, на бытовом уровне мы можем наблюдать ее проявления в формате необоснованной агрессии в социальных сетях. А теперь представьте, что у вас есть инструмент, который позволяет вам пересмотреть свое отношения к выпадам в ваш адрес со стороны разного рода неуравновешенных личностей и спокойно наблюдать за их комментариями к вашим постам.

Именно таким инструментом для меня является трехмерная модель Роберта Макки. Если перенести ее в пространство социальных сетей, то можно понять многое о тех героях, которые там обитают и, порой, проникают в пространство ваших страниц со своими, не самыми приятными, замечаниями.

Как это работает

-3

С ролями в соц.сетях все более или менее понятно (если конечно аккаунт гостя не анонимный) и это существенно облегчает нашу работу. Вот всезнающий коуч, вот протестующий против всего рокер, вот престарелый программист в футболке с черепами, вот пухлогубая блондинка, жаждущая преклонения перед своим упругим задом. Уже на старте изучения собеседника, мы многое понимаем о нём. Просматривая аккаунт пользователя, мы предполагаем, какие глубинные мотивы определяют его поступки, исходя из набора внешних признаков.

Но все становится еще интереснее, когда человек начинает писать вам то, что должно поколебать вашу уверенность в себе и вывести вас из эмоционального равновесия. Вот тут то, для обретения внутреннего баланса и помогает пресловутая трехмерная модель.

Например, человек публично пишет вам об ошибках и неточностях в вашем посте, "У тебя там ошибка в слове, исправь". Очевидно, если бы это было действие, которое должно помочь автору восстановить его репутацию в глазах окружения, то комментатор сообщил бы об этой ошибке в личном сообщении, но публичное разоблачение, предполагает результат, который ожидает получить именно ваш герой. Так что мы можем увидеть в данном случае?

  • Высказанное - публичная рекомендация к исправлению ошибки;
  • Невысказанное - желание продемонстрировать аудитории автора, что комментатор умнее автора;
  • Невысказываемое - возможно, наш комментатор, в глубине души, чувствует свою недореализованность, или некоторую закомплексованность по поводу возможностей своего интеллекта и компенсирует этот недостаток, заявляя о своем уровне грамотности публично.

Другой пример, девушка задает вопрос о том, где можно сделать заказ бизнес-ланча, с учетом того, что она вынуждена работать в период всеобщих вирусных каникул. К сожалению, большинство людей пишет ей отнюдь не ответ на ее запрос. Например, находится и тот, кто задает ей встречный вопрос, "А почему у вас неделя рабочая?", а после еще и уточняет то, что автор поста занимается никому ненужной работой. Посмотрим на ситуацию с позиции трехмерной модели:

  • Высказанное: Встречный вопрос, не имеющий отношения к запросу вопрошающего;
  • Невысказанное: Мое мнение важнее твоего, я осведомлен о существующей проблеме лучше, чем ты;
  • Невысказываемое: Возможно, я очень хочу обладать большей властью и решать, что делать окружающим меня людям, по причине того, что я боюсь признаться себе в том, что я слабый и не очень умный человек.

Еще часто встречающийся случай. В ответ на публичную презентацию результата работы, некто оставляет комментарий, из серии "лучше бы не позорились такое выкладывать, я бы постыдился".

  • Высказанное: принижение результата автора;
  • Невысказанное: желание продемонстрировать свое интеллектуальное превосходство всем, кто отметился в комментариях:
  • Невысказываемое: неполноценность и неуверенность в своем профессионализме, которая заставляет человека принизить чужой результат, чтобы самоутвердиться в глазах окружения.

Или тренд последних дней, в ответ на оптимистичный пост в отношении коронавируса, или любого рода острОты по поводу происходящего, появляются агрессивные комментарии тех, кто оказался в условиях жесткого карантина и находится в нем продолжительное время. Эта история тоже объяснима и требует не только понимания, но и сочувствия.

  • Высказанное: "это не повод для шуток, скоро так будет и с вами";
  • Невысказанное: я опытнее тебя в этом вопросе, я пережил то, что тебе даже не ведомо, ты не имеешь права на свою точку зрения;
  • Невысказываемое: я очень боюсь, мне очень страшно, мне станет легче, если все будут бояться также как и я, если таких как я будет больше.

Безусловно, подобных примеров в соц.сетях можно найти бесчисленное множество. В жизни каждого из нас довольно часто случаются ситуации, когда внутри начинает вскипать неконтролируемый гнев и негодование от нежеланных, неадекватных, небрежных комментариев собеседника, которые выводят вас из себя. Моя рекомендация, если это случилось, остановитесь и включите тот самый метод, о котором я рассказал. И, поверьте, он поможет вам не только разобраться в мотивах ваших собеседников, но и самим не стать героем подобного разбора.

Будьте добрее и уважайте мнение друг друга!

Автор: Александр Смакотин

https://www.facebook.com/alexander.kareninsmakotin