Найти тему
Мир художника

Все о цвете

Оглавление

Что же такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые?

Восприятие цвета

Цвет-один из при знаков видимых нами предметов и осознанное зрительное ощущение. Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Успокаивает нервную систему-зеленый, голубой и синий. Возбуждает-пурпурный, красный, оранжевый, желтый. Человек, нуждающийся в физическом отдыхе, инстинктивно выбирает темные тона. Если организм нуждается в отдаче энергии-светлые.

С давних пор люди придавали цвету особое значение, в средние века пурпурный цвет означал силу, могущество, лазурный-красоту, величие, мягкость, черный в сочетании с красным означал смерть. Велика роль цвета в обрядах и праздниках. Красный-торжественность, черный-горе, белый-чистоту, зеленый-надежду. У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разные символические значения.

Один из первых, кто начал исследовать воздействие цвета был Гете, который смог почувствовать, что в зеленом цвете заключена доброта, умиротворение, способность успокаивать глаз и душу, синий вызывает чувство холода, а красный действует устрашающе.

Наука о цвете возникла очень давно, еще в IV веке до н. э. в Древней Греции. Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Древние люди не видели всех цветов. Сначала они научились различать яркие цвета-красный, желтый, синий, зеленый. Палитра древнегреческого живописца состоит из четырех красок-красный, охра, черный и белый. Постепенно палитра стала богаче.

Природа цвета

Цвет любого тела воспринимается нами благодаря тому, что тела пропускают или отражают часть световых лучей, падающих на них. Поглощение и отражение лучей избирательно для каждого тела, поэтому мы видим цвет тела таким, который соответствует суммарному эффекту смешения между собой отдельных лучей, входящих в спектр. Например, когда от поверхности тела отражаются только зеленые или Красные лучи, а остальные поглощаются, мы видим тело желтым. Когда от поверхности тела отражаются главным образом красные лучи, а в меньшей степени оранжевые и желтые, мы видим тело красным. При полном отражении лучей тело воспринимается белым, а при почти полном поглощении лучей - черным.

Цвета подразделяют на хроматические, т.е. цветные, и ахроматические (белые, черные и все серые). Качественная характеристика хроматического цвета - цветовой тон, светлота, насыщенность. Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Светлота характеризует, насколько тот или иной хроматический цвет светлее или темнее другого цвета или насколько данный цвет близок к белому. Насыщенность цвета характеризует степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического. Качественной характеристикой ахроматического цвета будет только его светлота.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные цвета.

К другой группе относятся хроматические цвета - все цвета, кроме черного, белого и серых, то есть красный, синий, желтый, зеленый, розовый, голубой, малиновый, бирюзовый и т.п.

Важно отметить, что белый, черный и серые цвета, имеющие хотя бы незначительный, еле уловимый и трудноразличимый цветной оттенок (розоватый, желтоватый, зеленоватый и т.п.), уже будут являться хроматическими цветами. Только чистые белый, черный и серые цвета, без всяких примесей, относятся к ахроматическим цветам.

цветовой круг Гете
цветовой круг Гете

Цвет предмета постоянно меняется в зависимости от условий, в которых он находится, большую роль играет освещение. Контраст света и цвета наиболее четко и ясно воспринимается на переломе формы. Контраст по светлоте применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предмета. Располагая светлые объекты рядом с тенями. они усиливают контрастность и звучность цвета, достигают выразительности форм. На черном серый кажется более светлым, а на темном более темным. Такое явление называется контрастом по светлоте. Художники, показывая нам красоту предметов, точно определяют изменение локального цвета на свету и в тени.

Смешение красок в живописи

В живописи существует три вида смешения красок, что дает возможность получать необходимый цветовой тон или оттенок. Получение нужных цветов и оттенков может достигаться механически, при смешивании красок на палитре, оптически, при нанесении тонкого слоя просвечивающей краски поверх высохшей, ранее нанесенной краски, и так называемое пространственное смешение, являющееся одним из видов оптического смешения.

Механическое смешение масляных красок производят на обычной палитре либо на самой картине. Для механического смешения цветов закономерности оптического смешения цветов неприемлемы, так как результат, получаемый при механическом смешении цветов, часто совершенно другой, чем при оптическом смешении тех же цветов. Например, при смешении трех спектральных лучей - красного, синего и желтого - получается белый цвет, а при механическом смешении красок тех же цветов получается серый цвет; при оптическом смешении красного, и синего световых лучей получается желтый цвет, а при механическом смешении двух красок этих же цветов получается тускло-коричневый цвет.

Для достижения - требуемого эффекта при оптическом смешении красок применяются краски просвечивающие, так называемые лессировочные. В палитре масляных красок к таким краскам относятся: золотисто-желтая "ЖХ", Ван-Дик коричневый, кобальт синий, кобальт синий спектральный, тиоиндиго розовая, изумрудная зеленая и волконскоит. Также существуют полулессирующие краски: сиена натуральная, марс коричневый светлый, охра темная, марганцевая голубая.

Масляные краски созданы для техники корпусного письма, предназначенного для передачи света, для отображения рельефной фактуры, но мазками масляной живописи часто достигается эффект пространственного смешения красок, когда в результате оптической смеси двух расположенных близко друг к другу цветов, если смотреть на них на достаточно большом расстоянии, можно увидеть новый цвет.

Наиболее типичным видом пространственного смешения красок является "пуантельная" живопись, где точечки или мелкие мазки, расположенные близко друг к другу, создают эффект оптической смеси красок. Следует отметить, что на этом принципе смешения цветов построена техника мозаики, набор которой состоит из кусочков цветного стекла - смальты.

Для оптического смешения цветов характерны следующие закономерности, к любому, оптически смешиваемому хроматическому цвету можно подобрать другой, так называемый дополняющий хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым (в определённой пропорции) дает ахроматический цвет - серый или белый. Взаимно дополняющие цвета в спектре - это красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий, желто-зеленый и фиолетовый, зеленый и пурпурный.

В цветовом круге взаимно дополняющие цвета находятся на противоположных концах его диаметра.

Оптическое смешение двух не дополняющих хроматических цветов дает новый цветовой тон, который в цветовом круге находится всегда между смешиваемыми, не дополняющими хроматическими цветами. Как правило, насыщенность цвета, полученного в результате оптического смешения - двух не дополняющих цветов, будет всегда меньше, чем у смешиваемых цветов. Чем дальше друг от друга находятся в цветовом круге смешиваемые не дополняющие цвета или чем ближе смешиваемые цвета подходят к взаимно дополняющим, тем менее насыщенным получается цвет смеси. Располагать краски на палитре следует в строгом порядке. Рекомендуется чистые краски располагать в порядке спектра. Можно в середине красок класть белила. При этом необходимо придерживаться расположения красок: одна группа должна состоять из зелено-синих красок, а другая из оранжево-красных, коричневых и сине-фиолетовых. Беря краски для смешения, следует иметь в виду не только их цвет и насыщенность, но и фактуру мазка. Не нужно смешивать более трех красок во избежание загрязнения красочной смеси. При смешении красок следует учитывать процессы, приводящие к изменению цвета, связанные с химическим взаимодействием пигментов при смешивании некоторых красок: потемнение, выцветание, растрескивание красочного слоя.

В палитре выпускаемых красок для масляной живописи следует обратить внимание на те краски, которые уже состоят из смеси красок. К таким краскам относятся: неаполитанская желтая, состоящая из свинцовых белил, кадмия желтого и охры красной; умбра натуральная изготовляется заводом красок в виде смеси трех земель: волконскоита, марса коричневого и феодосийской коричневой. Специфической особенностью отличается охра светлая, склонная при контакте со сталью зеленеть, что происходит в масляной живописи при работе мастехином. При оптическом-лессировочном нанесении красок
просвечивающие краски следует наносить лишь после полного высыхания ранее положенных красок. При "пуантельном" нанесении красок, чем меньше будут мазки, пятна или точки краски, тем значительнее будет эффект пространственного-отического смешения цветов; из этого можно сделать вывод, что в процессе живописи следует учитывать отношения цветов" так как расположенные рядом цвета влияют друг на друга. Поэтому, начиная работать над живописью, следует обязательно наносить все основные тона сразу, чтобы видеть
отношения между ними.

Влияние искусственного освещения на тон красок. Как известно, живопись, покрытая лаком, увеличивает яркость и светлоту цвета, а матовая в результате многократного преломления и отражения света от живописной поверхности, наоборот, уменьшает светлоту цвета и увеличивает его насыщенность. Живописная поверхность, имеющая выраженную фактуру, как, например, в масляной живописи, лучше воспринимается человеческим глазом благодаря цветным мазкам, составляющим живописную поверхность.

Цвет картины при электрическом освещении отличается от цвета при естественном свете. Объясняется это тем, что все искусственные источники освещения по сравнению с солнечным светом дают свет с очень незначительным содержанием синих и фиолетовых лучей. Поэтому все цвета при освещении искусственном светом, естественно, меняют свой тон.

Психологическое воздействие цвета

По психологическому воздействию цвета можно разделить на теплый и холодный, активный и пассивный, глухой и звонкий, легкий и тяжелый и т. д. Например некоторые из них:

Белый

Символ чистоты и непорочности. Он успокаивает, вселяет надежду и веру, олицетворяет добро, новое начало. Однако для некоторых культур белый – символ траура. Русского же человека он напротив избавляет от негатива, помогает разрядиться, отдохнуть. Белый помогает при знакомстве. У человека в белом больше шансов понравиться другим людям. Возможно, это связано с тем влиянием, которое цвет оказывает на носителя: тонизирует, избавляет от страхов. Его выбирают люди, стремящиеся к покою, независимости, свободе, самореализации. Но долгое воздействие белого приводит к апатии, депрессии, тоске. Например, полярники нередко страдают от сенсорного голода и угнетенного состояния.

Черный

В большинстве культур черный ассоциируется со смертью, мраком, нечистой силой. Но для кого-то это цвет элегантности, сдержанности, строгости. Однако влияние он оказывает одинаковое: черный позволяет повысить организованность и силу воли. Черный – цвет протеста, вызова, поиска истины. Помогает сосредоточиться на главном, но его переизбыток приводит к подавленности.

Серый

Это нейтральный цвет, который помогает человеку отгородиться от внешнего мира, слиться с толпой, стать незаметным. Серая одежда дарит чувство уюта и комфорта. Серый содержит в себе сдержанность черного и перфекционизм белого. Он способствует обретению внутренней стабильности и гармонии. Помогает при нервном истощении.

Красный

Красный возбуждает аппетит, повышает силу и выносливость. Этот цвет ассоциируется с силой, страстью и опасностью. Он помогает принимать решения, повышает самооценку, работоспособность и энергию. Красный – цвет борцов, сильных личностей. Но у раздражительных и чрезмерно активных людей он вызовет утомление, агрессию.

Синий

Это успокаивающий цвет. Он снижает возбуждение и тревогу, усмиряет аппетит. Воздействие синего перед сном позволит снять напряжение, накопившееся за день. Он улучшает концентрацию внимания, освежает разум. Перед принятием важных решений полезно окружить себя синим. Синий поможет избавиться от гиперактивности и эмоциональной неуравновешенности, развить дисциплинированность. Это цвет невозмутимости. Он обязательно должен присутствовать в жизни импульсивных людей с холерическим темпераментом. Рекомендуется избегать темных оттенков синего. Они повышают тревожность, создают депрессивный фон настроения. Светлые оттенки синего оказывают положительное влияние, но их избыток опасен. Обилие синего вызывает меланхолию, погружает человека в мир иллюзий.

Зеленый

Цвет жизни, молодости и свежести. Зеленый помогает достигать целей, и приумножать богатства, достижения. Он заряжает энергией и умиротворяет, производит больший расслабляющий эффект, чем синие оттенки. Зеленый обязательно должен присутствовать рядом с людьми, испытывающими психоэмоциональные и интеллектуальные перегрузки. Зеленый повышает концентрацию внимания. Темные оттенки опасны – они могут подавлять и провоцировать развитие депрессии.

Желтый

Желтый разжигает аппетит и возбуждает психику, тонизирует мышцы и мозг, повышает интеллектуальные способности. Он положительно влияет на самооценку человека. Желтый больше других цветов влияет на активность мозга. Он стимулирует мыслительную деятельность и развивает творческие способности, раскрывает таланты. Желтый символизирует ум, самодостаточность, зрелость, мудрость. Этот цвет одновременно повышает настроение, пополняет энергетические запасы человека и расслабляет. Но психологи не рекомендуют злоупотреблять им. В больших количествах он приводит к истощению, срывам. Людям с бессонницей его лучше избегать.

Оранжевый

По влиянию оранжевый похож на красный. Он тоже возбуждает и помогает взбодриться. Красные пигменты в составе оранжевого способствуют раскрепощению человека, повышают настроение. Это цвет успеха в работе, карьерного роста. Оранжевый повышает концентрацию внимания, снижает раздражительность, развивает чувство ответственности, стимулирует интеллектуальную деятельность. Он раскрывает творческие способности, повышает чувство собственного достоинства. Оранжевый ассоциируется с лидерством, но при этом он не воспринимается как агрессивный цвет. Наоборот это теплый оттенок, который помогает проводить переговоры, находить общий язык с людьми.

Голубой

Ассоциируется с водой, небом. Символизирует покой и легкость. Как и синий, он снимает напряжение, снижает аппетит. Голубой помогает расслабиться и освежиться, но в то же время стимулирует работу мозга, повышает внимательность. Его часто используют в офисах для повышения продуктивности и работоспособности коллектива. Переизбыток голубого приводит к эмоциональной холодности, отчуждению человека от социума.

Коричневый

Цвет уюта, тепла, стабильности и безопасности. Оттенки коричневого обязательно должны присутствовать в доме. Это позволит стабилизировать внутреннее состояние и отношения жильцов. Это цвет честности и откровенности. Темные оттенки коричневого выбирают прямолинейные люди или люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Это цвет консервативности. В избытке вызывает меланхолию, лишает психологической гибкости.

Фиолетовый

Фиолетовый выглядит ненатурально, ассоциируется с тайной и богатством. Он состоит из красного и синего. Эти компоненты противоположны по влиянию: синий – покой, красный – возбуждение. В сочетании они отвечают за интуицию и гениальность, борьбу со страхами, познание человеком самого себя. Избыток фиолетового приводит к усталости и депрессиям, проблемам с психическим здоровьем, расстройствам личности. Несколько отличается влияние сиреневого: развивает креативность, вызывает ностальгию, вселяет веру в светлое будущее. Это цвет начинаний и личностного роста. Люди, выбирающие этот цвет, отличаются чуткостью, чувственностью. Это тон нестандартных, творческих людей.

Колорит

Цветовая система
Цветовая система

Существенную роль играет в живописи объединение цветов. Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается их качественное изменения (звучность). Цвет, который выпадает из общей тональности, разрушает целостность произведения. Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом. Колорит раскрывает нам красочное богатство мира, помогает художнику передать настроение. Он может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным, так же бывает теплым и холодным, светлым и темным. Появление колорита начинает складываться в конце XV века. В это время краски стали накладываться не по отдельности, а сливать в полутона, плавные переходы цвета.

Цвет и форма сливаются в одно целое, краска становится неотделима от цвета и пространства. Живопись старых мастеров была построена на изысканных красочных переходах, они использовали сильные тоновые и цветовые контрасты. В XVIII веке эстетичная игра с краской становится более изысканной, сложной и виртуозной. Художники используют тончайшие нюансы одного цвета для лица, волос и одежды.

Живописцы XIX века, особенно импрессионисты, научились воссоздавать солнечное сияние, выделяя светлое на светлом. Они перешли к применению чистых красок, используя эффекты оптического смешения цветов.

Круг естественных цветов по Гете

Иоан Гете в конце XVIII века сделал открытие цветовой системы. Он считается родоначальником физико-оптики и науке о психологическом воздействии цвета.

1. Монохромное сочетание цветов. Сочетание оттенков разной насыщенности.

2. Комплементарное-противоположные, дополнительные цвета.

3. Классическая триада. Равносторонний треугольник, три элемента сочетания находятся на одинаковом расстоянии друг от друга.

4. Аналогическая триада-три ближайших цвета в любой из схем один из цветов выбирается главным, остальные второстепенные.

5. Контрастная триада-здесь вместо противоположного используется пара последних.

6. Прямоугольная схема-две пары комплектарных сочетаний.

Знание того, как природа объединяет разные цвета, не может открыть само по себе тайны колорита. Но живопись - изобразительное искусство. Изучение природных цветовых гармоний позволяет лучше понять и полнее использовать возможности цвета. У предметов есть свои "природные" цвета: более или менее устойчивые цветовые признаки, по которым мы их узнаем и различаем. И Леонардо да Винчи, если вдуматься в его слова, не отрицал этого кардинального факта. Напротив, он исходил из его признания. Но вопрос о цвете предмета, как видно, не прост. И, что особенно важно, его сложность имеет прямое отношение к тем задачам, которые решает художник-колорист.

Образная сила цвета заключается не в броскости отдельного цвета, не в его насыщенности или открытости и не в силе отдельного контраста или броскости наложения краски. А в связях цветов между собой и в их связях с образом, в подчинении цветового решения всей образной структуре, начиная с глубочайших слоев содержания и кончая самыми внешними элементами формы.

Таким образом, все цветовые гармонии, существовавшие и существующие в произведениях искусства, заимствованы у природы. Но заимствование у природы не может быть не чем иным, как выбором, подчиненным определенной задаче. Сама природа представляет, в сущности, неограниченные возможности для такого выбора. Причем возможность выбора относится не только к самим цветам, но и к способам их гармонизации. А принцип гармонизации, в свою очередь, использованный на картине, зависит от творческой задачи художника.

-4