29 марта 2020 года примерно в 17 часов в Москве умер выдающийся русский писатель Юрий Васильевич Бондарев.
Автор повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959), романов «Горячий снег» (1969), «Берег», «Тишина» (1962), «Двое» (1964), «Выбор» (1980), «Игра» (1985), «Непротивление» (1996), «Бермудский треугольник» (1999), «Без милосердия» (2004), книги эссе «Мгновения» и других произведений.
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске на Урале. Детские годы прошли в Москве. Начавшаяся Отечественная война не дала возможности продолжить образование: после окончания средней школы уходит на фронт. Был командиром артиллерийского орудия, всю войну уничтожал танки противника.
В 1951 окончил Литературный институт, начал профессиональную литературную деятельность. Удостоен многих литературных и государственных наград. Но главная его награда – читательская любовь. Это действительно писатель мирового уровня. И настоящий гражданин: на XIX Всесоюзной партийной конференции 29 июня 1988 года Юрий Бондарев с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка.
В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Б. Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».
Творчество Юрия Бондарева любимо миллионами читателей и по сей день. Вечная память великому сыну России! Наши соболезнования родным и близким выдающегося русского писателя.
Юрий Бондарев. Погоня
Из цикла «Сны» (книга эссе «Мгновения»)
Мы шли по ночному проселку в молчаливых полях, моя жена держала меня за руку, я чувствовал, как ступали ее босые ноги в пыли.
Было так сиротливо в этой ночи, что чудилось: остались мы одни на опустошенной земле.
Когда позади послышался шум мотора, я оглянулся впотьмах равнины появились огни фар – одинокая грузовая машина мчалась по проселку, догоняла нас, и уже через минуту желтые лезвия света уперлись нам в спины, уродливо взметнулись наши громадные тени впереди на дороге, и в тот же миг мы успели отскочить за кювет. Машина с грохотом пронеслась мимо, огромная, тяжелая, похожая на разъяренное чудовище. Мы ошеломленно смотрели ей вслед, не понимая, откуда и куда она бешено так спешила. Я слышал приближающийся вой накаленного мотора и то, что увидел, сказало мне – вот она беда. Машина, подобно рассвирепевшему кабану, поворачивала в поле, вонзая вокруг себя клыки фар, с полоумной поспешностью развернулась и вновь нацеленно, озлобленно, хищно помчалась на нас, как если бы чуяла и знала, что мы еще живы.
С последним усилием я сцепил пальцами кисть жены и, не выпуская ее, пополз неизвестно куда, оглушенный лязгом, грохотом, рычаньем этой ненавистной мощи, полз и проклинал себя за беспомощность – где мои родные противотанковые орудия, где хотя бы одна граната? – и обезоруженность испытывалась тем безвыходнее, что в руке моей была стиснута влажная ладошка жены, которую я любил.
Так и остался в моей памяти этот сон: огромный грузовик в ночи и я и жена то ползем, то бежим по полю жизни, пытаясь спастись от злобно-неустанной, настигающей силы.
Не каждого ли человека мучило похожее сновидение?..