Найти в Дзене
ПсиТекЭволюция

Digital-переговоры: деловое общение в цифре

Оглавление

Удаленка. Ситуация с коронавирусом заставляет всех переходить в онлайн и проводить там еще больше времени.

Как изменится бизнес? Количество видеоконференций, вебинаров, сделок в чатиках, обычных звонков и писем увеличивается многократно. Конечно, когда с вирусом на планете разберутся, общение в цифре слегка уменьшится, но сильный «цифровой тренд» останется в любом случае.

В этом смысле нам всем нужно внимательнее вникнуть в особенности бизнес-коммуникации через digital-каналы. Управление командой, решение конфликтов, переговоры и продажи, интриги, презентации, совещания, завязывание контактов и отношений – все в онлайн, все – переговоры.

Итак, коротко наметим особенности общения в цифровых каналах (видеоконференции, аудиозвонки, электронная почта, социальные сети, мессенджеры). Эти особенности могут по-разному сочетаться в зависимости от конкретного канала общения. Здесь я рекомендую вам сами решить, какие из указанных ЭФФЕКТОВ влияют на вас в большей степени.

Эффект асинхронности

Для многих каналов онлайн-общения характерна задержка во времени. Из-за этого бизнес-процессы и сделки могут замедляться. Вы написали человеку, а он не успел прочитать ваше письмо. Тут еще выходные наступили, и решение вопроса переносится на следующую неделю.

В тоже время задержка во времени дает паузу для стратегических раздумий и маневров. Именно для этого иногда люди не берут трубку.

Советы:

– Заранее решайте, какие вопросы вам нужно ТОЧНО решить во время конкретного онлайн-контакта. Какую информацию вы хотите получить? Лучше предупреждать собеседника об этом.

– Не брезгуйте под любым предлогом взять паузу в онлайн-переговорах, чтобы обдумать все и выработать эффективную стратегию.

Эффект нестабильности

-2

Помехи в интернете, зависания и прерывание сигнала в скайпе – это то, что доставляет дискомфорт и раздражение миллионами людей по всей планете ежедневно. Увы, пока полностью исключить эти препятствия из жизни невозможно.

Советы:

– Позаботьтесь о стабильном сигнале.

– Проведите домой запасной интернет или купите дополнительный роутер и симку, чтобы раздавать себе wi-fi.

– Учитесь реагировать на помехи с принятием (дышите глубоко и расслабляйте тело), чтобы минимизировать лишний стресс.

Эффект СДВГ

-3

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. В нашем случае мы скорее говорим о том, что человек, с которым вы общаетесь в онлайне, может часто отвлекаться. Ему приходят уведомления, кто-то ходит по квартире, звонит телефон и так далее.

Что с этим можно сделать? Стоит научиться применять различные психологические механики, чтобы удерживать внимание собеседника. Здесь также пригодятся навыки ораторского мастерства и определенные техники переговоров и продаж.

Советы:

– Четко обозначайте цель онлайн-общения и мотивируйте собеседника.

– В ходе диалога чаще меняйте интонацию и свои эмоции, чтобы удерживать внимание слушателя.

– В особенно важных коммуникациях явно просите собеседника отключить все уведомления.

Эффект стекла

-4

Сейчас люди все чаще общаются через стекло смартфона или монитора. Из-за маленького размера данных устройств их лучше даже сравнить с иллюминаторами. Если же вы говорите с человеком по телефону, то вам доступен только его голос, а в мессенджерах и электронной почте вам остается полагаться только на текст и смайлики с гифками.

Все это приводит к сложностям во взаимопонимании, ведь люди очень легко домысливают. Таким образом, определить истинное эмоциональное состояние человека и суть его мыслей в онлайне бывает очень сложно. Этим можно пользоваться, чтобы вводить в заблуждение или же, наоборот, полностью включаться в каждую коммуникацию, чтобы получить из нее максимум.

Советы:

– Изучайте инструменты калибровки и профайлинга (анализ эмоций собеседника), а также прокачивайте эмоциональный интеллект.

– Изучайте различные типологии личности, чтобы уметь быстро их определять.

Эффект «домашней крепости»

-5

Данный эффект особенно касается удаленщиков. Вести переговоры на территории клиента или оппонента бывает дискомфортно. Если же вы сидите дома в любимом кресле, конечно, вам прибавится уверенности в себе.

Если вы хотите кого-то убедить по скайпу, когда собеседник устроился в своей "домашней крепости", готовьтесь к тому, что он будет активнее сопротивляться. Виной всему чисто психологический нюанс нахождения на своей территории.

Советы:

– Детально продумывайте систему аргументации.

– Учитесь взывать эмоции историями, словами, своей интонации и мимикой, чтобы пробиться сквозь стекло.

Эффект омниканальности

-6

Вы уже попадали в ситуацию, когда, столкнувшись с необходимостью связаться с некоторыми людьми, теряетесь в выборе способа? Позвонить? Или записать аудиосообщение? А может быть ограничиться what’s up? Иногда это вызывает легкий стресс.

Советы:

– Постарайтесь выработать для себя правила «уровней доступа» для различных людей в онлайне: ближний круг, средний и дальний.

– Думая о знакомстве с новым человеком, спрашивайте себя: «Доступ через какой цифровой канал общения будет легче всего найти и использовать?»

Эффект отложенной фиксации

-7

Когда продажа или сделка заключается в живом диалоге внутри помещения, то редкий человек сможет взять паузу на размышления. Большинству людей нужно будет закрыть гештальт и подписать договор или отдать деньги в кассу.

Когда же вы разделены стеклянными экранами, гораздо легче взять паузу, потому что эмоционально вы меньше вовлечены в процесс. Благодаря этому становится легче сказать: «Да, крутая идея. Давай я подумаю пару дней.»

Совет:

– Заранее продумывайте момент «закрытия сделки». Как вы проведете человека к финалу? Как можно будет подтолкнуть или дожать клиента?

– Как можно заранее создать у оппонента большую мотивацию?

– Что ответить на его желание «притормозить»?

– Как скорректировать план проекта по времени, учитывая «эффект отложенной фиксации»?

Эффект символичности

-8

Данный эффект больше всего касается текстовой коммуникации, хотя по видеосвязи он все равно срабатывает. Слова, смайлики, эмодзи, гифки – все это абстракции. Когда вы не можете быстро переспросить человека, можно начать ошибочно полагаться или на четкость сообщения или на свои домысливания. В результате неизбежно возникнут ошибки и сбои, если не уметь эффективно работать с информацией.

Советы:

– Помните, что точность ответа зависит от формулировки вопроса, над формулировкой которого нужно заранее подумать.

– Изучайте искусство правильных вопросов (мета-модель, модель SCORE, пирамида логических уровней, речевые пресуппозиции).

Эффект границ

-9

Вы замечали, что иногда люди негативно реагируют, если вы без спроса выслали им аудиосообщение в мессенджере? Может вас это тоже раздражает? Некоторые люди в одних мессенджерах общаются только с близкими, а другие используют для рабочих переписок.

При этом люди становятся очень чувствительны к переходам между различными цифровыми каналами, у каждого формируется субъективная градация данных каналов. У каждого появляются свои убеждения о том, КАК нужно общаться в онлайне.

Советы:

– Проявляйте уважение к чужим границам.

– Сохраняйте интерес и доброжелательный настрой – всегда можно просить.

– Границы у людей гибкие, а значит можно на них влиять – проявляйте инициативу.

Эффект диссоциации

-10

Отсутствие эмоциональной вовлеченности чуть быстрее выматывает людей в ходе онлайн-общения, потому что нет живого обмена эмоциями и энергией. Становится сложнее вдохновить человека и приходится собственный эмоциональный подъем поддерживать внутренними резервами и напряжением.

Советы:

– Учитесь управлять своими эмоциями с помощью различных психологических техник.

– Осознавайте свое тело, сохраняйте ровную осанку, дышите глубоко.

– Чтобы эмоционально не «замораживаться», каждый день занимайтесь спортом, разминайте тело, делайте разминки.

Эффект апгрейдов

-11

Когда человек сидит дома и общается с вами в чате или по телефону, у него на столе может лежать распечатанный скрипт продающего диалога, куда он подглядывает. Конечно, собеседник бы не рискнул положить такой документ на переговорный стол при живом общении.

Уверен, в недалеком будущем вы, возможно, и не будете знать, что у вашего оппонента есть умные цифровые ассистенты, которые в режиме реального времени будут показывать ему интерактивные советы о том, как дальше строить убеждающий диалог с вами.

Советы:

– Сами подумайте о том, каким «снаряжением» вам стоит воспользоваться. Как минимум скрипт или цепочка тезисов на листке могут быть очень полезны.

– Тщательнее готовьтесь к ответственным переговорам в онлайне

Эффект двойников

-12

Вы замечали, что ваш стиль общения (уровень открытости, эмоциональность, подбор слов, экспрессия, вольность и т.д.) меняется в зависимости от платформы. Вы общаетесь по скайпу или пишите сообщение в мессенджере? Заметьте разницу. Более того, с разными людьми вы по-разному общаетесь в одном и том же мессенджере.

Как будто бы люди переключаются по различными цифровым аватарам. С кем вы переписываетесь? С настоящим человеком или отдельной гранью его цифровой личности? Думаю, что ответ очевиден.

Совет:

– Общаясь в онлайне, не обольщайтесь в том, что вы воспринимаете реального человека. Не спешите формировать глобальный вывод о личности собеседника.

– Когда сами начинаете с кем-то знакомство или переговоры в цифровом канале, задумывайтесь о том, как эффективнее себя позиционировать.

-13

_____________________________________________________________

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Заинтересовало? Оставляйте комментарии и вопросы.

Хотите оставаться в контакте? Заходите в мой инстаграм.

Приходите обучаться на курс "Октагон переговорщика".