Найти тему

ИСТОРИЯ АДА - Ад в литературе.

АД В "БОЖЕСТВЕННОЙ КОМЕДИИ" ДАНТЕ

Многие популярные концепции христианского ада можно проследить в поэзии поэта Возрождения Данте Алигьери. Эта поэма – самый авторитетный источник об адском устройстве. Структура преисподней описана во всей ее сложности. Ад «Божественной комедии» - это туловище Люцифера, внутри он имеет воронкообразную структуру. Начав путешествие по аду, Данте и его проводник Вергилий спускаются все глубже и глубже, никуда не сворачивая, и в итоге оказываются в том же месте, откуда вступили в него.

(Карта ада Боттичелли)
(Карта ада Боттичелли)

Ад Данте наполнен теми же чудища ми, как и античный ад. Вначале души могут попадать в ад, пройдя через густой и сумрачный лес, а у входа на грешников набрасывается свирепый трехглавый Цербер, а вот чертей здесь нет – их злобные функции выполняют античные кентавры и иные мифологические чудища. Древнегреческое чудовище Герион, некогда царившее на одном из островов и затем убитое Гераклом, тоже помещено в Ад Данте, и которое он превратил в отвратительное морское чудовище, в седьмом круге Ада . К тому, же можно добавить что свирепым стражем адского Стигийского болота выступает древнегреческий мифический персонаж – царь лапифов Флегий , помимо этого в поэме фигурирует и греческая мифическая волшебница Эрихто . Новоприбывших грешников в Аду судит и определяет норму наказания Минос – мифический царь древнего Крита. На страже четвертого круга Ада свирепым стражем поставлен древнегреческий бог Подземного царства – а потому и богатства – Плутос (Плутон) . В Аду казнится и мифический Ясон – за обман обольщенных им женщин. Тут же и распутница Фаида из комедии Теренция «Евнух».

Данте намеренно перемешал и соединил древнегреческую мифологию и древнеримскую литературу, что должно было помочь читателю почувствовать древнеэллинское наследие. В «Божественной комедии» -Ад представляет собой девять кругов, которые омывает река Ахерон. Чем ниже круг, тем серьёзней грехи, совершённые человеком при жизни. Кроме чёткой структуры, в общем концепция отражает существовавшие в средневековье католические представления об Аде;

Пройдя сквозь лес, душа попадает в преддверие ада, в «таинственные сени». Это мрачное и тяжелое место, где заключены души тех, «что прожили, не зная ни славы, ни позора смертных дел». Таких оказывается довольно много. В единый гул сливаются «обрывки всех наречий», на которых стонут и голосят эти люди, всю жизнь бывшие ни горячими, ни холодными, но только теплыми.

Эти ничтожные души терзают целые гои слепней и ос. Из ран, мешаясь со слезами, капает кровь, которую пожирают полчища червей. Здесь же заключены и ангелы, которые, не восстав против Господа, не приняли и сторону Вельзевула, предпочтя осторожный нейтралитет. С тех незапамятных времен их «печальную стаю» исторгли небеса, но и ад не принимает...

ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ

1 Я УВОЖУ К ОТВЕРЖЕННЫМ СЕЛЕНЬЯМ,

Я УВОЖУ СКВОЗЬ ВЕКОВЕЧНЫЙ СТОН,

Я УВОЖУ К ПОГИБШИМ ПОКОЛЕНЬЯМ.

4 БЫЛ ПРАВДОЮ МОЙ ЗОДЧИЙ ВДОХНОВЛЕН:

Я ВЫСШЕЙ СИЛОЙ, ПОЛНОТОЙ ВСЕЗНАНЬЯ

И ПЕРВОЮ ЛЮБОВЬЮ СОТВОРЕН.

7 ДРЕВНЕЙ МЕНЯ ЛИШЬ ВЕЧНЫЕ СОЗДАНЬЯ,

И С ВЕЧНОСТЬЮ ПРЕБУДУ НАРАВНЕ.

ВХОДЯЩИЕ, ОСТАВЬТЕ УПОВАНЬЯ.

Надпись на вратах Ада. По христианской мифологии, ад сотворен триединым божеством: отцом (высшей силой), сыном (полнотой всезнанья) и святым духом (первою любовью), чтобы служить местом казни для падшего Люцифера Он создан раньше всего преходящего. Древней его – лишь вечные созданья (небо, земля и ангелы), и он будет существовать вечно.

***

I круг (Лимб) — некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане.

Первый круг является довольно приятным местом называемым Лимбо, который является домом для нехристианских душ, которые не совершали грехов. Остальные круги соответствуют каждому из семи смертных грехов.

II круг — сладострастники (блудники и прелюбодеи).

На втором круге похоть наказывается кручением и истязанием урагана.

III круг — чревоугодники, обжоры и гурманы.

Третий круг — это дом для обжор и гурманов, которые вынуждены находиться в отвратительной слизи.

IV круг — Скупцы и расточители.

На четвертом круге ада содержатся две группы грешников: те, кто копил деньги и те, кто тратил их, и теперь они должны бесконечно сражаться друг с другом.

V круг (Стигийское болото) — гневные и ленивые.

Те, кто совершал грехи в гневе, остаются на пятом круге, где сражаются друг с другом в реке Стикс, и они уже не в состоянии когда-либо почувствовать счастье.

VI круг — еретики и лжеучители.

На шестом уровне еретики заперты в пылающих огнем раскаленных гробах

VII круг:

I пояс — насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники).

II пояс — насильники над собою (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты).

III пояс — насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства.

Седьмой круг разделен на подуровни для насильников над ближними, самоубийц и насильников над природой или Богом.

VIII круг. Обманувшие не доверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия.

В восьмом круге грешников заковывают в скалы вниз головой, по их ступням струится огонь, их головы повернуты на пол-оборота, их хлещут прутами, погружают в кал и в кипящее озеро и кусают змеи.

I ров. Сводники и обольстители.

II ров. Льстецы.

III ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями.

IV ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи.

V ров. Мздоимцы, взяточники.

VI ров. Лицемеры.

VII ров. Воры.

VIII ров. Лукавые советчики.

IX ров. Зачинщики раздора.

X ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики.

IX круг — обманувшие доверившихся.Ледяное озеро Коцит.

Пояс Каина. Предатели родных.

Пояс Антенора. Предатели Родины и единомышленников.

Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников.

Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого.

Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).

Выстраивая модель Ада, Данте следует за Аристотелем, который относит к 1-му разряду грехи невоздержанности, ко 2-му — грехи насилия, к 3-му — грехи обмана. У Данте 2—5-е круги — для невоздержанных, 7-й круг — для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.

Странность этой адской геометрии заметил еще знаменитый русский математик, философ и теолог Павел Флоренский. Он весьма аргументировано доказал, что ад Данте основан на неевклидовой геометрии. Как и вся Вселенная в представлениях современной физики, ад в поэме имеет конечный объем, но не имеет границ, что было доказано (теоретически) швейцарцем Вейлем.

(Данте и Вергилий в Аду)
(Данте и Вергилий в Аду)

****

АД В "РОЗЕ МИРА" ДАНИИЛА АНДРЕЕВА

В космологической картине Даниила Андреева, изложенной в его книге «Роза Мира», под «адом» понимается Гашшарва — двумерный мир, где обитают демоны. Там же обитают некоторые люди, возжелавшие стать носителями темных миссий. Там они не страдают. Потому с традиционными христианскими представлениями об аде больше согласуются описания Андреевым «миров возмездия» Также в «Розе Мира» упоминается «лунный ад», управляемый лунной демоницей Воглеа.