Решил рассказать, кто такой докер, он же портовый грузчик. Понятно, что на дворе, извините, в порту - двадцать первый век, но все равно, без докера в порту никуда.
Ну, а теперь по порядку. Есть версия, что слово "докер" производное от англ. dock (док) + er, по аналогии drive + er, teach + er и т.д. Первоначально - рабочий дока, ну а потом и порта. Остановимся на этой самой распространенной версии.
Докер-механизатор – это человек, который обеспечивает погрузочно-разгрузочные работы в порту, в т.ч. и на грузовых судах. Вообще, это достаточно большой профессионал.
Докер может: швартовать суда, стропить грузы (крепить специальные тросы на грузе), работать на погрузчиках и другой специальной технике различной грузоподъемности. И конечно же, в обязанности докера входит: закреплять, складировать и вручную перекидывать различные грузы – мешки, коробки и прочее. Итак, докер-механизатор - специалист очень широкого профиля.
Я ведь после службы в армии (еще советской), несколько лет работал в порту докером-механизатором. Сначала курсы в учебно-курсовом комбинате морского торгового порта. Там научился азам управления электрическим и дизельным погрузчиком, как правильно укладывать мешки и прочим докерским премудростям.
Потом получил направление в комсомольско-молодежную докерскую бригаду (а там комсомольцев было ровно несколько человек) и меня сразу поставили на вагоны. Это, я вам хочу сказать, тема не из легких. Заместитель бригадира бегает счастливый, что у нас масса вагонов в смену, давай разгружать, это были реальные деньги.
А ты с тоской смотришь на нескончаемую череду вагонов и понимаешь, что тебе и еще нескольким пацанам предстоит все это выгрузить на своих плечах и руках.
Если память мне не изменяет, то в среднем в вагоне было больше тысячи мешков по 25, 30, а то и 50 кг. И это все твое… И таких вагонов за смену достаточно…
Не все так грустно на самом деле. Здоровье после армии присутствовало, и очень быстро учишься различным нюансам, чтобы с минимальными (насколько это возможно) физическими затратами выгрузить нескончаемую череду мешков.
Были и приятные моменты: в ту пору на экспорт шли отборные соленые рыжики, консервированные огурчики, тушенка, сгущенка, и еще много разных вкусностей. И мы после каждой выгрузки устраивали себе небольшой праздник живота.
Здесь хочу пояснить: мы не вскрывали ящики и коробки, просто есть такая хитрость у всех портовых грузчиков мира – коробка или ящик случайно падает, понятное дело, разбивается, ну и вкусные уцелевшие остатки расходятся по бездонным карманам рабочих курток. Был даже процент товара, который списывался на бой тары.
По моим воспоминаниям, самое грустное, когда тебя поднимают в специальной люльке на третий или четвертый ярус контейнеров на пароходе зимой, и ты должен ползать их крепить специальными стальными приспособлениями. Холодно, скользко, честно скажу, не очень уютно, высота-то какая! А ты еще и продуваешься всеми ветрами Балтики.
Но были и варианты «лайт» - когда из чрева судна типа «ро-ро» (ролкер – судно с горизонтальным способом погрузки, предназначено в т.ч. для перевозки колесной техники), вывозишь на погрузчике коробки с фруктами. Например, с апельсинами. Помню, в небольших перерывах мы сами приготовляли себе апельсиновый «фреш», выдавливая сок прямо в каску))
У докеров смекалка всегда была на высоте. И в каких-то нестандартных случаях погрузки-выгрузки довольно быстро находилось единственно правильное решение.
Конечно, сейчас мешковых грузов практически нет, почти все грузы сложены на специальные деревянные поддоны (паллеты) и все это грузится погрузчиками.
Но, тем не менее, физического труда в этой профессии еще достаточно: это и швартовка/отшвартовка судов, когда нужно таскать тяжеленные швартовые концы по причалу, погрузка грузовой оснастки, крепление груза на судне, ролл-трейлерах, в вагонах, зачистка трюмов и вагонов и еще много другого. Да и условия работы не самые комфортные: все время на улице, в любую погоду, или в душном и пыльном трюме судна.
Но и заработок у докеров-механизаторов всегда был неплохой. Плюс доплаты за класс, владение погрузочной техникой, ночные.
А еще есть такие специальности в порту: стивидор, сюрвейер, тальман. О них расскажу в следующих публикациях.
Читайте на канале:
Выжить среди айсбергов. Третий ледовый дрейф «Михаила Сомова».
В борьбе со льдом. Как работают ледоколы?
Морские ворота Санкт-Петербурга. Как создавался грузовой порт.