Сегодня я хочу показать вам крутейшие фотографии крутейшего грузовика российского производства. Согласитесь, такое сочетание слов выглядит довольно странно, но это действительно так. Без преувеличений.
Перед вами ЗИЛ-390610 - российский Unimog. Потрясающие цветные фотографии того времени были оцифрованы пабликом Вконтакте ЗИЛ /Завод И Люди/. Спасибо им за это.
Посмотрите на фотографию сверху и снизу. Что-то не так с колесами, не правда ли?
Дело в том, что ЗИЛ-390610 получил не только полноприводное шасси, но и полноуправляемое. Т.е. задние колеса могли поворачиваться вместе с поворотом передних.
Это не только обеспечивало невероятную маневренность (радиус разворота всего 5,2 метра), но и повышенную проходимость благодаря тому, что задние колеса всегда следуют по колее передних колес. Даже во время поворотов.
У ЗИЛа уже был вездеход с управляемыми колесами заднего моста. Это легендарная "Синяя птица" ЗИЛ-4906. Поэтому заднюю подвеску, рулевое управление и полноприводную трансмиссию (с изменениями, конечно же) взяли именно у ЗИЛ-4906.
Кабина с оперением "русскому Унимогу" досталась от самого обычного "Бычка" ЗИЛ-5301, а в качестве двигателя выбрали простенький минский дизель Д-245 рабочим объемом 4,75 литра и мощностью 105 л.с.
Интересно, что из-за сверхкороткой колесной базы (2800 мм), которая была чуть больше колеи колес (2050 мм) ЗИЛ-390610 получил прозвище "табуретка".
Планировалось, что подобные грузовики смогут выполнять широкий спектр коммунальных работ, как и немецкие "Унимоги".
Это был один из самых высокотехнологичных продуктов завода постсоветского времени. Отличная машина.
Конкретно этот экземпляр несколько раз выставляли на разных выставках. Зачастую в паре с ЗИЛ-432720, который отличался агрегатами от ЗИЛ-131 и колесной базой длиной 3340 мм.
Несмотря на то, что обе модели внешне были очень похожи, общие у них были лишь три элемента: кабина, силовой агрегат и колеса.
На самом деле обе модели позиционировались заводом, как "наш ответ Унимогу". Вот только серьезного развития проект не получил.
Трансмиссия грузовика ЗИЛ-390610 выполнена по так называемой Н-образной схеме с бортовой раздачей потока мощности.
Крутящий момент от двигателя через сцепление, пятиступенчатую коробку передач и центральный карданный вал передается на раздаточную коробку, имеющую две понижающие передачи (передаточные числа 3,02 и 1,05).
От раздаточной коробки идут два продольных карданных вала: на передние и задние бортовые редукторы. А от них, опять же карданными валами, вращение передаётся на колеса.
Это позволяло, например, заблокировать межбортовой дифференциал, заставив все четыре колеса вращаться с одинаковой скоростью.
Необычная трансмиссия позволила получить широкий диапазон рабочих скоростей (это очень важное условие для коммунальной техники), который составлял от 0,9 до 80 км/ч.
Естественно, это положительно сказалось на проходимости. Особенно в сочетании с полноуправляемым шасси, высоким дорожным просветом, независимой подвески всех колес и блокировкам дифференциалов.
К сожалению, дальнейшего развития "российские Унимоги" не получили. Один из экземпляров был доработан под установку шин ИЯ-333 и успешно участвовал в соревнованиях по трак-триалу.
Кстати, кроме ЗИЛ-390610 был также разработан ЗИЛ-390611 с удлиненной колесной базой.