Найти в Дзене
Наталья Гон

«Свистуны» (2019): за счет чего интрига

Доверие кинорежиссеру как составная часть фильма.

«Свистуны» / La Gomera
режиссер: Корнелиу Порумбою
В главных ролях: Влад Иванов, Катринель Марлон, Родика Лазэр, Агусти Вильяронга, Сабин Тамбреа
Румыния, Франция, Германия, 2019

Описание по кинопоиск.ру: «Кристи, коррумпированный полицейский из Бухареста, без памяти влюбляется в прекрасную Гилду, роковую женщину, связанную с преступным бизнесом. Ради нее он готов на любую авантюру. Кристи намерен отправиться на солнечный остров Гомера, чтобы вызволить из тюрьмы нечистого на руку бизнесмена. Но для осуществления дерзкого плана он должен выучить местный язык свиста, специально разработанный бандитами для общения на расстоянии».

Вообще, люблю пост-коммунистическое румынское кино. Замечательный, но лично мне непонятный кинофеномен: почему вдруг в Румынии, до этого не отличавшейся большими кинодостижениями, появляется целая плеяда интересных режиссеров?.. Какая бы причина не была, внимательно слежу и стараюсь все смотреть.

Посмотрела почти все фильмы Порумбойю, которые есть на русском:
«12:08 к востоку от Бухареста» (2006). Про революцию 1989 года в провинциальном городе, а точнее, про то, как через 16 лет участники и свидетели смены режима вспоминают те события. Любопытно. Много острых вопросов, в том числе актуальных и для нас.
Очень понравился
«Полицейский, имя прилагательное» (2009). Моральная драма о выборе. Вроде бы ну кого удивишь конфликтом между «живи и не высовывайся» и «не изменяй себе», а вот можно.
«Вторая игра» (2014) – интересная формально. Футбольные болельщики, отец и сын, пересматривают старый футбольный матч, вспоминают то время и комментируют происходящее на поле. Но содержательно много румынской специфики. К тому же я, мягко говоря, не фанатка этого вида спорта.
Совсем недавно посмотрела
«Сокровище» (2015). Страдающие от бедности мужчины ищут способы как-то приподняться. Едут на поиски и раскопки клада. Все это сопровождается бытовухой, как ее умеют снимать румыны. Фильм, конечно, держится на интриге, найдут или не найдут. Но главное достоинство, как оказывается, – потрясающий по силе неожиданный финал.

Когда появилась информация о «Свистунах», конечно, стала ждать с нетерпением: румыны в последнее снимают все меньше и меньше; есть даже ощущение, что «румынская волна» затухает.
В аннотациях о выходящем фильме однако как-то напрягла тема с «языком-свистом». Что-то совсем неожиданное, подумала, но на то и кино-мастера, чтобы уметь поразить.

Посмотрела.
С самого начала удивило, что в оригинале нет никаких «Свистунов». А есть La Gomera – один из Канарских островов. На нем происходит первый эпизод фильма и там главного героя обучают этому языку свиста. Больше с этим островом действие фильма никак не связано. И в чем смысл названия тогда?
И даже если «Свистуны», то как объяснить это название?
Тема этого свиста вообще проходная. Герои только иногда, особенно не понятно, зачем именно таким образом, пересвистываются.
И вот сразу – я до конца фильма и после так и не поняла метафорический, образный смысл этой детали сюжета – свиста.
Типа представители криминального мира свистят, чтобы их не поняли полицейские. Штоа?!
И с языковедческой точки зрения, какой-то абсурд. Свист придуман древними испаноязычными жителями Гомеры, но при этом свист, чтобы передать румынский язык, звучит по-другому, и уже нужен переводчик. Ерунда какая-то.

И вообще, к сожалению, Порумбойю разочаровал.
Почти весь фильм ждала, что будет какой-то смысл во всем этом… В результате, криминальная драма, усложненная большим количеством сюжетных линий. Кстати, какой-то особой любви там не показано. Действия главного героя, в том числе в отношении этой женщины, выглядят мало мотивированными, неубедительными.

-2

Фильм насыщен большим количеством кино-отсылок. Как я догадалась, это неспроста, но на большее меня не хватило. Потом вычитала, что режиссер попытался таким образом разыграть тему особого языка кино, специфической кино-реальности, но, на мой взгляд, это вообще не получилось. Критики пишут про многозначительные кино-параллели и, по их мнению, это что-то значит, но, по-моему, домысливание. Похоже на попытки растолковать то, что автор, может быть, хотел сказать, но у него не получилось.

-3

Но вот что важное вынесла.
Во время просмотра «Свистунов» поймала себя на интересном ощущении.
У меня есть
правило первого получаса: если за это время не стало интересно то, что на экране, то уже и не будет – можно смело выключать.

Но в этот раз, из-за особого отношения к Порумбойю, режиссеру, чьи способности я очень высоко оцениваю, продолжала ждать, несмотря на то, что происходившее никак не трогало. Но время шло, а лучше не становилось. Однако верила в то, что он обязательно сделает так, что все увиденное приобретет смысл и станет интересным пост-фактум, даст какой-то код, когда: «А-а, теперь понятно. Надо же! Класс!», как уже и было с его «Сокровищем».
Когда фильм стал приближаться к финалу, стала думать, неужели ничего и не будет?..
Да.

Однако вот эта моя вера в режиссера поддерживала интерес, внимание к происходящему до самого конца, заставляла пытаться дешифровать увиденное.
Важно тут вот что – то, чего нет в самом фильме (в «Свистунах» же не может быть заложено мое отношение к Порумбойю), влияет на отношение к фильму. Если у зрителя есть это, у него один взгляд на фильм, а если нет – другое. Если бы я не была знакома с творчеством Порумбойю до этого, то мое отношение к фильму было бы однозначно негативным: сильно подозреваю, что не стала бы досматривать.

Особое отношение к любимому режиссеру может по-разному проявляться. Кто-то сможет признаться себе в разочаровании, а у кого-то вера в талант режиссера, убежденность в непререкаемости авторитета может быть настолько сильна, что он придумает то, чего в фильме нет, и еще после этого будет продолжать верить.
А если сделать более широкое обобщение, то и с самим кино такое может быть. Если кинозрительское прошлое сформировало у человека веру в то, что любой фильм интересен (спасибо ярким детским впечатлениям), то избавиться от этой веры будет очень сложно. Мне вот свою установку, что любой фильм надо досматривать до конца, победить было ох как нелегко.

/про румынский фильм, в котором обязательно надо дождаться финала/