Спид-метал (speed metal, от speed — «скорость») — музыкальный жанр, одно из направлений метала, находящееся на стыке традиционного хеви-метала, трэш-метала и пауэр-метала. Является важным этапом в развитии металлической музыки, хоть так и не сложился в самостоятельное направление со своей эстетикой. Как правило, к этому жанру относят не группы в целом, а отдельные альбомы и песни разных групп, исполняющих также трэш-, пауэр- или хеви-метал.
Формат характеризуется довольно высокой скоростью исполнения (большей, чем у «классического» хеви-метала). Для жанра спид-метал характерен высокий темп игры и короткие сольные гитарные вставки между куплетами. Вокал в спид-метале чаще всего более агрессивен, чем в хеви-метале, он бывает хриплым, с расщеплением связок (скриминг), как низким, так и пронзительным фальцетом.
Спид-метал близок к трэш-металу, но более мелодичен и демонстрирует значительно меньшее влияние панк-рока. Пауэр-метал, родственный жанр, отличается большей сложностью и мелодичностью гитарных партий, чистым высоким вокалом и бэк-вокалом.Led Zeppelin
Ускорение традиционного хард-рока и хеви-метала началось ещё в конце 60-х. Примером может служить песня группы Led Zeppelin «Communication Breakdown». Песня выдержана в довольно быстром темпе, и в ней используется характерный для спид-метала быстрый риффинг.
Выпущенные в начале 70-х альбомы Deep Purple "In Rock", "Fireball", "Machine Head" сыграли большую роль в формировании жанра. Песню «Highway Star» часто приводят как один из самых ранних примеров классического спид-метала. Также в качестве одного из самых ранних примеров классического спид-метала часто приводится песня «Fireball» — из-за типичного для этого жанра постоянного риффинга на одной ноте. В качестве других примеров можно указать песни «Exciter» Judas Priest, «Symptom of the Universe», «Into The Void» Black Sabbath, «Set Me Free» Sweet. В 1980—1982 гг. начинают появляться первые демозаписи групп спид- и трэш-метала.
Спид-метал стал непосредственным предшественником пауэр-метала, и большинство основных групп спида со временем перешло на исполнение в этом стиле. Другим важным следствием спид-метала стало появление трэш-метала. Наконец, в сольных работах гитаристов-виртуозов зародился неоклассик-метал, представляющий собой смешение спид-метала и классической музыки.