Найти в Дзене
Уголок меломана

Metallica: осмысление творчества

Оглавление

Этой статьей я хочу отдать некую дань уважения этому легендарному коллективу, перевернувшему мир рок музыки и вдохновивший не одно поколение других музыкантов.

Первое знакомство автора с творчеством группы

Первое осознанное прикосновение к Металлике у меня произошло в 2014 году. В то время я стал страстно тянуться к тяжёлой музыке и завсегдатаями моего плейлиста были Ария, Iron Maiden и подобные им группы. И вот однажды, разговорившись с близким другом, я услышал от него, что пора бы оценить что-то новое. Песни, которые я получил от него по Bluetooth (звучит дико в 2020 году, да?) моментально врезались в моё подсознание. Это были Nothing Else Matters, Unforgiven, Master of Puppets, Harvester of Sorrow, Broken, Beat&Scarred и One. 

Никогда раньше я не слышал такого симбиоза скорости, мелодичности, ярости и красоты. С тех пор Metallica всегда со мной.

В этой статье будет немного истории, моё отношение к альбому, сильные и слабые песни, наследие альбома. Автор выражает здесь свое мнение, не претендующее на объективную истину.

Kill ’Em All (1983)

Первый альбом группы был выпущен в 1983 году. Стоит немного отступить от темы и сказать, что задолго до этого начался процесс постепенного утяжеления звучания рок-музыки. В семидесятые годы такие великие группы, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath стали отходить от традиционного в те годы рока, который граничил с блюзом. Эти коллективы стали родоначальниками тяжелой и быстрой музыки и создали такие жанры, как хард-рок и хэви-метал. Впоследствии, благодаря группе Motorhead появился ещё и спид-метал, который отличался ещё более быстрой игрой на инструментах.

Всё это оказало колоссальное влияние на молодых и дерзких ребят, которые захотели играть ещё быстрее и ещё тяжелее.

Клифф Бертон, Ларс Ульрих, Джеймс Хэтфилд, Дейв Мастейн
Клифф Бертон, Ларс Ульрих, Джеймс Хэтфилд, Дейв Мастейн

Большинство песен были созданы Хэтфилдом, Ульрихом и Мастейном, который, впрочем, скоро покинул группу и в записи альбома участия не принимал. На его место был приглашён Кирк Хэммет, который играет в Металлике до сих пор.

Золотой состав Металлики (1983-1986)
Золотой состав Металлики (1983-1986)

Теперь перейдём непосредственно к самому альбому. Сразу же стоит сказать, что этой пластинкой Металлика основала новый жанр в музыке, так как Kill em all является первым альбомом в жанре трэш-метала. По сравнению с классическим хэви-металом отличается большей скоростью игры, скоростными гитарными соло, более жесткими риффами (рифф — последовательность нескольких аккордов, которая повторяется в процессе исполнения песни. Схоже с битом в рэпе, вот только в отличии от множества рэп-композиций, в которых используется одно и то же повторение на протяжении всей песни, в трэш метале песни состоят из нескольких риффов, зачастую их число переваливает за 10).

Сам альбом получился революционным, потому что до "Метлы" никто еще не играл так быстро и так тяжело. Конечно, при неоднократном прослушивании можно выделить некую «сырость» альбома, многие песни очень схожи друг с другом. Но, несмотря на это, данная пластинка по праву является одним из лучших творений коллектива.

Лучшие песни альбома:

Am I Evil?

Seek and Destroy

The Four Horsemen

Whiplash

Anesthesia (Pulling Teeth)

Первые три песни схожи по структуре, у них довольно запоминающееся вступление, основной рифф, очень крутые и быстрые соляки в середине песни. Seek&Destroy стала одной из визитных карточек группы, исполняется практически на всех концертах. Whiplash дико быстрая композиция, около 200 ударов в минуту, которая по мнению экспертов и ознаменовала рождение трэш-метала как жанра. Анестезия это вообще уникальная песня, которая представляет собой 4х-минутное соло на бас-гитаре(!). Её автором является Клифф Бёртон, о гении которого поговорим отдельно.

Самая быстрая песня: The Four Horsemen — 205 BPM (ударов в минуту)

Самая медленная: Seek&Destroy — 140 BPM

Ride The Lightning (1984)

-4

Альбом, который дал понять всем, что Металлика это не просто ещё одна банда, которая захотела играть грубо и быстро. Альбом, на котором раскрылся гений Клиффа Бертона. Именно эта пластинка показала музыкальному миру, что группа способна дать ему что-то большее, чем просто качественный трэш метал.

Уже с первого прослушивания можно понять, что группа постепенно обретает себя, чувствуется творческий рост. Композиции уже не такие сырые, как на Kill em all, песни стали более сложными, разнообразными, в отличие от прошлой работы. Связано это во многом с тем, что в отличие от первой пластинки, на втором альбоме Клифф Бертон стал соавтором почти всех песен.

-5

В отличие от своих коллег по группе, Клифф имел классическое музыкальное образование, умел играть на нескольких инструментах, в детстве воспитывался на Чайковском, Бетховене, Бахе и многих других классиках. Именно Клифф начинает учить Хэтфилда и других парней сочинять музыку так, чтобы это было не только быстро и тяжело, но ещё и мелодично. Если бы не он, то у Металлики никогда бы не было Nothing Else Matters, Unforgiven и других прекрасных баллад, благодаря которым группа известна не только поклонникам трэш-метала, но и всему музыкальному миру.

Вероятно, никто не воплощал дух Metallica лучше, чем Бёртон. Несмотря на то, что основные функции в написании песен выполняли Хэтфилд и Ульрих, басист, бесспорно, являлся эмоциональным и философским краеугольным камнем группы. “Просто он был настоящим и искренним парнем!” – говорит Хэммет, – не знаю, чувствовал ли он, что век его, так или иначе, будет недолгим, но он действительно жил одним днём, потому что никогда не соглашался ни с чем другим, если он в это не верил.

Авторству Клиффа принадлежит лучшее интро на бас-гитаре в истории музыки (если не согласны, то скажите, есть ли что-то лучшее, чем вступление к этой песне).

Именно благодаря Клиффу Металлика стала той группой, которая сочетает в себе не только тяжесть и быстроту, но и мелодичность, красоту, легкость композиций. Клифф был настоящим гением рок музыки, возможно лучшим басистом в истории и именно благодаря ему мы знаем Металлику такой, какой она стала. Как говорил продюсер Флемминг Расмуссен, несмотря на то, что в плане музыкального видения «всем более-менее заправляли Джеймс с Ларсом, в плане искусства всем заправлял, возможно, именно Клифф».

-6

Ларс Ульрих, вспоминая этот альбом говорил, что с Клиффом Бёртоном альбом ‘Ride The Lightning’ стал «гигантским шагом вперёд с точки зрения музыкального разнообразия и способностей». Клифф привнёс в музыку «огромную музыкальную палитру». Кирк вспоминает, как во время записи альбома Клифф произнёс: «Бах просто Бог». Кирк думал, Клифф шутит. «Потом я понял, что ни хрена он не шутит». Клифф вспоминал, как «помешался» на Бахе, когда впервые услышал его музыку. «Я брал уроки, вникал в теорию музыки, и, безусловно, всё это оказывает на тебя огромное влияние. Есть много музыки, которая в одно ухо влетает, а через другое вылетает, но ты слушаешь эту херню месяц и она производит на тебя огромное впечатление. Она как бы оставляет на тебе свою отметину». Влияние классической музыки очень хорошо слышно на интро к Fight fire with fire, композициях Fade to black и The Call of Ktulu (что здесь вытворяет Бертон с басом!).

Вместе с тем хватало на альбоме и сочного трэша, такого как Creeping Death (одной из лучших песен группы в истории) и безумно быстрой Fight fire with fire. Из минусов можно выделить довольно проходную Escape.

По словам одного из журналистов, на Ride the Lightning «экстремальный метал стал искусством».

Джерри Юинг из журнала Classic Rock поставил альбому 4 балла из 5, отмечая: «Если с помощью первого альбома Metallica практически единолично изменили лицо метала, то второй альбом увёл их так далеко вперёд, что равных им почти не осталось. Отдаляясь от ими же невольно порождённого треша, музыканты создали металлический шедевр […] продемонстрировав множество граней своего саунда».

Самая быстрая песня: Creeping Death — 215 BPM

Самая медленная: Fade to Black — 110 BPM

Master of Puppets (1986)

-7

Альбом, который стал одним из лучших, а может и лучшим альбомом в истории трэш-метала. Вершина творчества группы, благодаря которой они навсегда вписали себя в историю метал музыки. Последний альбом Клиффа Бёртона.

“Я действительно чувствовал, что «Master Of Puppets» стал альбомом, определившим тот золотой состав в лице Джеймса, Ларса, Клиффа и меня” – Кирк Хэмметт.

На пластинке присутствует всё, за что мы любим Металлику: шикарные риффы, крутые соляки, сложная структура песен, мелодичные проигрыши, инструментальная композиция, рок баллада. Кроме того, в лучшую сторону эволюционирует и вокал Джеймса. Да, пожалуй, можно сказать, что этот альбом идеален. Зачастую, когда речь заходит о Мастере, у меня не хватает эпитетов, чтобы описать этот шедевр.

Продолжая тенденцию, начавшуюся на прошлой работе, альбом является огромным скачком в творческом плане, как в плане музыки, так и в плане текстов. Песни про «башкотряс» и дикий угар были давно в прошлом. Теперь Metallica затрагивала совершенно другие темы. Как говорит Хэтфилд, заглавный трек «по большей части про наркотики, как все меняется. Ты думаешь, что контролируешь ситуацию, на самом же деле ты полностью зависим от наркотиков». Но если вчитаться в текст песни и взглянуть на обложку альбома – апокалипсический ряд белых крестов, от которых в небо отходят нити невидимого кукловода – то в метафорическом смысле здесь, видимо, имеется в виду атака невидимой силы управляющей нашей жизнью. Как теперь говорит Хэммет, «концепцией» альбома является «манипуляция в различных формах».

Одна из самых ярких композиций на альбоме вообще не имеет текста – смыслом было передать все красноречие парящего завораживающего баса Бёртона. Восьмиминутная композиция “Orion” возможно, лучше любого другого трека на альбоме, демонстрирует, насколько сильно Metallica прогрессировала по сравнению с дебютным альбомом 1983 года «Kill ‘Em All».

Забавно, что именно последняя песня на альбоме Damage (самая агрессивная, жесткая и одновременно имеющая вступление, основанное на хоровой прелюдии И.С. Баха «Come, Sweet Death») завершила эпоху в истории группы, в которой они неуклонно (почти) следовали истокам трэш-метала. После Мастера настолько мощных трэш-метал альбомов у Металлики не было.

Хэтфилд придумал классную концовку альбома, отчётливо произнося кредо группы в строчках: «Мы следуем инстинкту, а не моде/мы плывём против течения до конца». “Master Of Puppets” больше остальных песен являлся этому неоспоримым доказательством. Бёртон назвал альбом «лучшим, что мы когда-либо сделали. Ты постоянно читаешь в журналах, как группы пишут это дерьмо, и это выглядит каким-то враньём, но я, правда, считаю «Master Of Puppets» лучшей нашей пластинкой. Раньше мы никогда ещё не заходили так далеко».

-8

Впервые взяв альбом в руки, Хэммет знал, что Metallica создала что-то уникальное и вечное. “Помню, я думал: «Ух ты, это же ох#$тельный альбом! Даже если его никто не купит, мне плевать – ведь это великое музыкальное творение, которые мы только что создали»”.

Как я уже писал эта пластинка стала последней для великого Клиффа Бертона. Клифф трагически погиб во время европейского турне группы 27 сентября 1986 года.

Накануне вечером, собираясь ехать на гастрольном автобусе в Копенгаген, музыканты с помощью карт решили, кто на какой койке будет спать. Бёртон вытянул туз пик и ему выпала койка, на которой обычно спал Хэммет. В 6:50 утра водитель потерял управление, и автобус начало заносить в сторону, после чего автобус улетел в кювет. Спящего Клиффа Бёртона выбросило через окно (которое он собой разбил), рядом с койкой, а затем автобус рухнул на него. По одной версии он умер мгновенно, а по другой — его придавило автобусом уже после того, как автобус попытались перевернуть и приподнять, однако трос оборвался и автобус рухнул, задавив Бёртона. Сам водитель объяснил это катастрофическое событие тем, что он просто наехал на замёрзшую лужу.

-9

Похороны Бёртона прошли десять дней спустя, в Северной Калифорнии, в его родном городке Кастро Вэлли. Его коллеги по группе всё ещё находились в состоянии шока. На похоронах звучала композиция “Orion”, которую вместе с убитыми горем членами семьи выбрали оставшиеся три музыканта и близкие друзья Клиффа. Прах Бёртона был развеян над ранчо Максвелл – одним из его любимых мест.

Сразу же начались разговоры о том, что после смерти басиста группа не сможет продолжать дальше. Но, как всем прекрасно известно, карьера Metallica после периода Бёртона неожиданно стала самой успешной в истории группы. Как сказал Кирк в то время: «Было бы нечестно перед Клиффом просто взять и прекратить существовать. Он бы хотел, чтобы мы продолжали».

-10

Спи спокойно, Клифф.

Самая быстрая песня: Master of Puppets — 215 BPM

Самая медленная: Welcome Home — 97 BPM

And Justice For All (1988)

-11

Пожалуй, самый неоднозначный альбом Металлики. Очень крутые риффы, сложные конструкции песен, самые глубокие и животрепещущие тексты, возможно лучшие соло Кирка в жизни, одни из лучших драм-партий…но в то же время непонятное сведение и микширование, которое привело к очень «сухому» звучанию, слабо слышимой бас-гитаре. Слушая песни с альбома на различных концертах, можно заметить насколько отличается звук на пластинке и в лайве. Однако именно это звучание стало визитной карточкой альбома и некоторые композиции на самом деле звучат лучше в оригинальной обработке. Тем не менее, несмотря на всё это, «And Justice For All» стал тем альбомом, благодаря которому Металлика в 1988 году вышла на совершенно новый уровень, превратившись из трэш-команды в легенд металла.

‘Justice’ стал откровением: от длительности песен на альбоме, сложности аранжировок и количества риффов в одной песне отвисала челюсть. Это была не трэшевая пластинка, но и не металлическая – это был, как мы позже поняли, один из первых примеров прогрессивного металла - писала пресса.

Группа не стала изменять традиции и очередной альбом получился совсем не похожий на предыдущий. Был он хуже или лучше, сказать трудно, но тот факт, что новая пластинка была шагом вперед, являлась ступенькой к развитию, а не стагнации оспорить трудно. Вообще, 1986 год стал поворотной вехой в истории метала. В том году, кроме Master of Puppets, также увидели свет два из наиболее значимых металлических альбомов десятилетия с разницей в пять недель. 29 сентября 1986 Iron Maiden выпустили шестой студийный альбом – дерзкий и смелый, прогрессивный и футуристически звучащий ‘Somewhere In Time’. 7 октября на свет появился третий альбом Slayer, ‘Reign In Blood’ – настолько безумный, молниеносный и мощный, что после него трэш просто-напросто закончился: превзойти его было невозможно. Сама же Metallica уже давным-давно жанр этот переросла, но, несомненно, подняла планку, если говорить о продвинутом технически навороченном современном хэви-метале.

Само создание альбома было крайне непростым. После смерти Клиффа Бертона на его место пришел новый басист — Джейсон Ньюстед, который, безусловно был прекрасным музыкантом, но влиться в коллектив так и не сумел. Долгие годы в Металлике царила дедовщина и Джейсона даже не допускали к процессу написания песен. Оглядываясь на прошлое – и хотя история доказала, что Джейсон был правильным выбором Metallica – нужно признать, что Metallica слишком спешила найти замену Клиффу Бёртону, погибшему в ужасной автобусной аварии в сентябре 1986 года, когда группа находилась в турне по Скандинавии.

“Не знаю, сколько ребятам из Metallica понадобилось времени, чтобы принять меня – они очень эмоционально переживали смерть Клиффа, – рассказал Ньюстед, – они прошли три стадии траура из четырёх, и, мне кажется, что парни не приняли меня даже тогда, когда я был в группе уже пять лет”.

Запись четвёртого альбома Metallica началась в октябре 1987. Учитывая огромное влияние и вклад Клиффа Бёртона в сочинение песен, динамику и вдохновлённые классикой мелодии на ‘Ride The Lightning’ и ‘Master Of Puppets’, Джеймсу, Ларсу и Кирку, безусловно, было весьма непросто вернуться к творческому процессу с риффами, придуманными «новичком»-басистом. Но если вклад Джейсона в костяк ‘Blackened’ был более прямолинейным, чем экспрессивное вступление ‘For Whom The Bell Tolls’ или атмосферная композиция ‘Orion’, с энергией новый парень определённо угадал. Сегодня вполне очевидно, что трио Metallica не могло привыкнуть к потере друга и было не готовы что-либо менять.

-12

К сожалению, без искусных и мудрых подсказок бывшего басиста новый материал Metallica больше напоминал соревнование в браваде и атлетизме.

«Мы просто выделывались, – говорил Джеймс, – мы запихнули в песню шесть риффов? Давайте сделаем восемь. Давайте доведём это до абсурда».

Если Master в качестве основного лейтмотива затрагивал тему зависимости, подчинения, то Justice получился объединённым единой концептуальной основой, базирующейся на теме политической и правовой несправедливости, которая формируется благодаря сюжетам отдельных песен.

В «Blackened» поётся о приближенной людьми экологической катастрофе; титульная композиция посвящена американской системе правосудия; «Eye Of The Beholder» рассказывает о проблеме мнимости так называемой «американской свободы слова» и цензуре; «The Shortest Straw» затрагивает тему системы «чёрных списков», действующих в США в 1950-х годах; «Harvester of Sorrow» повествует о психическом срыве; «The Frayed Ends Of Sanity» написана от лица человека постепенно впадающего в паранойю; в свою очередь, «Dyers Eve» затрагивает тему неспособности повзрослевшего ребёнка смириться с тёмными реалиями окружающего мира и является своеобразной тирадой Хэтфилда в сторону его родителей.

«Dyers Eve», кстати, последняя настоящая трэшевая песня. Трэш можно играть только, если ты молод или зол, а лучше и то, и другое, а к концу 80-х парни из Metallica достаточно повзрослели, чтобы продолжать играть быструю и агрессивную музыку, посчитав это, ну, подростковым занятием.

Вишенкой на торте альбома стала композиция «One» — баллада об ужасающе искалеченном противопехотной миной солдате, которая стала негласным «антивоенным гимном» группы. Песня представляет собой ужасающий, мучительный рассказ о том, как солдат лишился не только рук и ног, но и способности видеть, говорить и слышать.

Вообще, One — моя любимая песня в репертуаре Металлики. Мелодичное начало, красивые переборы струн, более жесткий припев и просто ураган в середине песни. Сумасшедший темп, скорость, крышесносные барабаны Ларса и лучшее соло в истории группы.

5 сентября 1988 альбом ‘…And Justice For All’ вышел на лейбле Vertigo/Phonogram в Великобритании, а днём ранее – на Elektra в США. И сразу же все заметили стерильное «сухое» звучание, а бас Джейсона было практически не слышно. Флемминг Расмуссен пришёл в ужас, обвинив Стива Томсона и Майкла Барбиеро, а те показывали пальцем на Ларса и Джеймса – особенно, на барабанщика. Ларс же до сих пор утверждает, что никакого злого умысла не было.

«Мы не хотели таким образом сказать: «Нах*й этого парня – давайте понизим ему бас на записи», – настаивал барабанщик, – скорее мы решили, что раз уж сводим эту пластинку, стоит себя похвалить и «поднять» ритм-гитару и барабаны. Мы поднимали до тех пор, пока бас не перестал быть слышен».

Как бы там ни было, никто не мог отрицать, что альбом оказался бескомпромиссным, смелым и дерзким, поскольку из шаблона ‘Ride The Lightning’ и ‘Master Of Puppets’ группа выжала всё возможное. Как и предсказывалось, ‘…And Justice For All’ тут же стал успешным, дебютировав на 6 месте в хит-параде США, а в Великобритании попал на 4 строчку.

Существуют мнения, что ‘…And Justice For All’ – наиболее важный альбом Metallica, и в плане влияния, и трансформации из культовой группы в лидеров мейнстримовой музыкальной индустрии, заложивший фундамент для создания «Чёрного Альбома» в 1991 году. Вспоминая ‘…And Justice For All’ в интервью журналу Rolling Stone на 20-летие легендарной пластинки, и Джеймс Хэтфилд, и Ларс Ульрих были весьма сдержаны, но тепло отзывались о том, что альбом является одним из краеугольных камней их богатой карьеры.

«Звук на альбоме не без дефектов, – признавал Джеймс, – но именно на этой пластинке мы смогли шагнуть в сторону от ‘…Master Of Puppets’. Кого бы я ни спросил, какой альбом Metallica любимый, обязательно кто-нибудь назовёт ‘…And Justice For All’».

Самая быстрая песня: Dyers Eve— 195 BPM; середина One — 220

Самая медленная: Harvester of Sorrow — 85 BPM

Metallica (1991)

-13

Один из величайших рок-альбомов в истории музыки. Сами музыканты не любят признавать этот факт, но со своими 15 миллионами копий, проданными только в Северной Америке, выпущенный в 1991 году «Metallica» (благодаря своей мрачной одноцветной обложке он получил среди поклонников условное наименование «Черный альбом»,) несомненно является одним из величайших рок-альбомов всех времен.

В то время мэйнстрим только ещё разнюхивал для себя тему Metallica, а самые отчаянные поклонники были восторге после релиза “….And Justice For All”, а, в особенности, композиции “One”. Но как только благодаря “MTV”, “Enter Sandman” достиг сознания многомиллионной аудитории, имя Metallica стала таким же известным в обычной семье, как название кетчупа “Heinz”. Часто можно встретить слово «феноменальный», но здесь оно абсолютно уместно. “Black Album” действительно феноменален, и он послужил очевидным знаком того, что Metallica будет признана выдающейся группой своей эры, что она станет отражением культурного духа времени и выйдет за рамки группы одного поколения.

Черный альбом вообще уникальный, его в равной степени любят как ортодоксальные поклонники треш-метала, так и более широкая аудитория слушателей, которую привлекают более мелодичные «хиты» с альбома.

Когда 12 августа 1991 года Metallica выпустила «Чёрный Альбом», он сразу же был продан огромным тиражом, чему помог первый сингл ‘Enter Sandman’. Без сингла и видеоклипа пластинка раскупалась бы гораздо медленнее: жирное, радиоэфирное гитарное звучание, жутковатое вступление, плавно переходящее в основной рифф – его придумал Кирк, а Ларс подкорректировал – было незабываемо. Также на пластинке прекрасно слышно бас-гитару: наконец-то, Metallica нашла своё звучание (а Ньюстед – свою роль в группе).

Говоря о создании пластинки, стоит упомянуть, что на этом альбоме группа впервые начала сотрудничать с продюсером Бобом Роком. Он был нанят потому, что музыкантам очень понравилась его работа с альбомом “Dr Feelgood” группы Motley Crue. Metallica знали, чего хотели. По словам самого Рока, барабанщик Ларс Ульрих мечтал сделать пластинку, на которой было бы «больше грува в духе “Back In Black” группы AC/DC».С другой стороны, Джеймс Хэтфилд хотел достигнуть новых высот в сочинительском искусстве, именно поэтому вместе с Бобом Роком он обсуждал таких сочинителей, как Боб Дилан, Джон Леннон и Боб Марли.

Ларс Ульрих: «Мы чувствовали, что в нас еще сидит наша лучшая пластинка, и Боб Рок может помочь нам сделать её».

Если звучание предыдущего альбома получилось, мягко говоря, спорным, то звук Черного альбома до сих пор является одним из лучших во всей дискографии. Невероятно объемный, чистый, глубокий звук сразу цепляет тебя уже при первом прослушивании.

Альбом настолько хорош, что даже не знаешь, как правильнее его описать. Потрясающе красивые баллады, сочные риффы, запоминающиеся припевы, интересные соло. Очень сложно. Вспомните свой любимый фильм или книгу. Почему, за что вы его / её обожаете? Что заставляет вас неоднократно пересматривать или перечитывать это? Нельзя сказать однозначно. Есть в этом какая-то загадка, магия.

На этом альбоме сформировался и раскрылся в полной красе шикарный вокал Хэтфилда. Новый продюсер хотел сделать идеальную пластинку, а поэтому понимал, что рык/хрип/крик Джеймса совсем не ляжет на такие песни. Хэтфилда заставили петь, Боб был опытный продюсер и заметил неограненный алмаз в вокальном потенциале Джеймса.

Так как на альбоме было много высоких партий, у Джеймса начались проблемы с записью. Связки Хэта, изнасилованные многими годами неправильно поставленного вокала не справились с более сложными техническими моментами и Джеймс сорвал голос. Это заставило фронтмена обратиться к первому в своей жизни преподавателю по вокалу. Именно с этого момента Джеймс мог брать более высокие ноты, во всю использовать свои фишки типа: «YEAH» и не бояться за свой голос. Так что учиться друзья никогда не поздно! Хэтфилд — отличный пример того, насколько человек может прокачать свой вокал, если действительно этого захочет и обратится к профессионалам (привет, Дейв Мастейн).

В первую очередь, конечно, альбом известен широкой публике по таким шедеврам, как Nothing Else Matters и Unforgiven.

Джеймс Хэтфилд написал “Nothing Else Matters”, разговаривая по телефону со своей подругой. Поскольку в левой руке он держал телефонную трубку, то мог играть только открытые арпеджио правой рукой - то есть, не зажимая струны на грифе. Таким образом, открытый аккорд ми минор стал основой и началом знаменитой песни.

Композиция получилась настолько личной для Хэтфилда, что поначалу он даже не хотел показывать ее остальным музыкантам – не то что записывать для альбома. Однако, когда новую композицию услышал Ларс Ульрих, он пришел в восторг и снова пустил в ход свой дар убеждения… и снова добился своего.

Слащавая баллада, и Джеймс мягким нежным голосом поёт о своей любви к будущей жене, а в конце можно услышать редкое гитарное соло в его исполнении. Эта песня отлично подходит для свадьбы, и тысячи молодых пар уже об этом знают. Старые фэны были в ужасе.

Впрочем, довольно несправедливо выделять из альбома какую-то отдельную композицию, так как все они — нечто цельное, каждая имеет свою фишку, свою изюминку. Брутальный и запоминающийся рифф Enter Sandman, башкотрясный Sad But True, мелодичность и легкость Nothing Else Matters, уникальное соло на The God That Failed, которое было собрано по кусочкам из более десяти фрагментов.

В нынешнее время альбом рассматривается как поворотный момент в музыкальном направлении группы, так как именно он «открыл миллионам непосвящённых, что такое хэви-метал», привлёк массы к металу и подтолкнул ряд коллективов метал-сообщества применить схожий подход к своим будущим записям. В 2002 году он занял 13-е место в списке «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.

Парни из Metallica ужасно устали от длинных, навороченных композиций – риффов, переходящих от вступления к соло, потом к куплету, к припеву и обратно. Джеймс с Ларсом – и в меньшей степени Кирк с Джейсоном – сочинили короткие, энергичные и незатянутые песни по сравнению с риффовыми салатами трёх предыдущих альбомов. И действительно, отдалённо сравнить «Чёрный Альбом» можно было разве что с ‘Kill ‘Em All’, дебютным альбомом 1983 года, на котором тоже были плотные, короткие песни, однако они были гораздо быстрее и «сырее» величественно звучащих композиций «Чёрного Альбома».

В своём руководстве по альбомам Metallica публицист Грег Кот из Chicago Tribune рекомендовал лонгплей как «отличную вещь для начала знакомства [с творчеством] группы, за счёт его более лаконичных песен и взрывного продюсирования». С чем я, кстати, полностью согласен. Хотите познакомиться с Метлой, включайте Черный альбом!

-14

Не говоря о том, что «Чёрный Альбом» совершил настоящую эволюцию в мире музыки, по сравнению с предыдущими альбомами Metallica, он, безусловно, был произведением искусства. Изначально критики были удивлены, что группа так радикально отошла от своих корней, но они остались довольны, если не сказать поражены: даже в журнале Rolling Stone с энтузиазмом написали: «Похоже, несколько песен обречены стать классикой хард-рока». Как и в случае со многими великими работами, требовалось время, чтобы «Чёрный Альбом» проник в массовое сознание людей и они поняли его истинную значимость.

Парни из Metallica всегда кричали о том, что перед ними нет преград: они могут делать, что им хочется, когда хочется и не испытывать давления со стороны лейблов или менеджмента. Переход от прогрессивного металла к прямолинейному хэви-металу был большим риском: возможно, фэны трэша группу больше не хотели знать, а легионы новых металлистов предпочли послушать церковную службу Курта Кобейна. Но как оказалось, новые песни Джеймса и Ларса цепляли, риффы притягивали, а благодаря качественному звучанию (спасибо Бобу Року) «Чёрный Альбом» и сегодня звучит современно.

Другие группы пытались повторить прыжок Metallica из экстрима в мейнстрим, но у них не получилось. Никому больше не удалось провернуть такое, не потеряв фэнов и не получив кучу оскорблений в свой адрес от критиков (либо и то, и другое).

Самая быстрая песня: Struggle Within— 185BPM

Самая медленная: Nothing Else Matters— 50 BPM

Load (1996)

-15

Альбом с которого я плевался при первом прослушивании, юный металлика-фан негодовал во мне с неистовой силой. Как? Как можно было сделать такое после Мастера и Черного альбома думал я. Благополучно не сохранив себе ни одной песни с этого альбома я не слушал его года 4. Открыл для себя этот прекрасный альбом я всего месяца 3 назад. Отбросив свою музыкальную узколобость, решил послушать его ещё раз и это затянулось недели на две непрерывного прослушивания.

Да, это не трэш-метал Мастера, не прорывной хард-рок Черного альбома. Но эта пластинка хороша другим, она цепляет невероятным драйвом, органично вписанными блюзовыми мотивами, лучшим вокалом Хэтфилда за всю дискографию группы, таким сочным звучанием, что с него аж капает.

Ни на одной пластинке я не чувствовал каждое подрагивание, каждую вибрацию, каждое ввизгивание струн как на песне Ronnie, да и вообще на всем альбоме.

“Наверное, это будет звучать смешно – смешно потому, что так говорят все музыканты после каждого своего очередного альбома. – говорит Кирк Хэмметт, – но ‘Load’ – это действительно самое лучшее что мы когда-либо делали в своей жизни. Это просто круто, мы в самом деле так считаем, да так, собственно, и есть!”. “Да, да – вторит ему Джейсон. – по-моему, этот альбом просто идеален. Во всяком случае, по сравнению с “черным альбомом” это именно так. И даже если не брать во внимание песни как таковые, на этот раз мы добились НАСТОЯЩЕГО металликовского звука, чего нельзя сказать о прошлом диске. Прежде всего, мы сразу поставили себе цель, сделать альбом максимально живым и естественным.»

Только сейчас я могу понять, почему Метла в 90-е отошла от своих корней и начала серьезные эксперименты. Бертона нет, Мастер оф паппетс уже написан. Смогли ли бы они повторить что-то подобное? Конечно, нет. Так зачем пытаться выдавливать из себя жалкие потуги попытаться сделать что-то близкое к великому альбому? Гораздо правильнее было бы делать музыку в других направлениях, пробовать себя в более сложных вещах для себя, открывать новые жанры, именно поэтому Метла пошла по этому пути и благодаря этому стала одной из величайших групп в истории рока.

По традиции не обошлось без мелодичных баллад, ими стали Until It Sleeps и очень трогательная Mama Said, в которой легко угадываются нотки кантри. Рифф в King Nothing, несомненно, является одним из лучших в творчестве коллектива. Не обошлось и без возвращения к корням в быстрой и тяжелой Wasting My Hate.

Альбом очень крутой, если брать его в отрыве от всего остального творчества группы, хоть это и не так легко сделать.

Самая быстрая песня: Ain't My Bitch — 150 BPM

Самая медленная: Outlaw Torn — 60 BPM

Death Magnetic (2008)

-16

Первый альбом с новым бас-гитаристом Робом Трухильо, который заменил ушедшего в 2001 году Джейсона Ньюстеда. Альбом на котором уже прилично постаревшие музыканты решили вернуться к корням и вжарить трэш-метал, как в старые добрые. Пластинка получилась реально мощной, старички поставили на место всех тех, кто кричал, что они опопсели и уже не могут делать качественный трэш-метал.

Скорость, тяжесть, баллада, шикарный вокал. Что ещё нужно для классного альбома? Очень недооценный критиками и фанатами альбом, который по моему мнению входит в пятерку лучших.

Самая быстрая песня: My Apocalypse — 190 BPM

Самая медленная: The Day That Never Comes — 120 BPM

Моё небольшое повествование подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно. Любите Металлику, друзья!

Слушайте хорошую музыку! Будьте счастлив!