На БАМе я был два раза – один раз весной, а второй летом. И оба раза – по работе.
БАМ – это особый мир людей, природы, сооружений. Для меня это было одно из самых больших впечатлений в моей жизни. К сожалению, я увидел лишь малую часть всей дороги.
Для меня БАМ начиналась с Северобайкальска. Сам городок состоит кривых пятиэтажек. В смысле «кривых» - стены сделаны зигзагом для большей устойчивости зданий в случае землетрясения.
Вокзал вроде сделан из типовых элементов, но имеет свое лицо.
Около него, как обычно, установлен паровоз
А с другой стороны вокзала – грузовой вагон
Как обычно, водитель «воевал» со своими пассажирами – жизнь шла своим чередом.
Для того, чтобы добраться до всего этого и до Северомуйского тоннеля, необходимо сесть на поезд и добраться до Окусикан, маленького поселка, где до сих пор мобильная связь почти не работает. Зато вокруг есть обалденные виды.
Раньше, до открытия Северомуйского тоннеля на БАМе, поезда следовали по обходной ветки с очень большими уклонами. Поэтому через эту линию могли следовать только грузовые поезда в несколько вагонов, а людей через перевал возили на автобусах.
В 1985-89 годах построили новую обходную ветку длиной 64км, состоящую из серпантинов, виадуков и двумя петлевыми тоннелями, а старый обход был разобран. Поезда шли и идут по этой линии со скоростью не более 20км в час.
Вот мы едем вдоль разобранной старой трассы
А это новая обходная ветка с галереями, защищающими дорогу от схода лавин.
Одна закончилась – вторая уже на подходе
Новая обходная действует до сих пор и, при необходимости, разгружает Северомуйский тоннель.
Что-то есть в северной природе (хотя, честно говоря, Северобайкальск лежит практически на той же самой широте, что и Москва). Вроде бы и не тропики, а выглядит как единая гармония.
Когда БАМ строили – здесь жили тысячи строителей изо всех республик. Дорогу достроили и строители начали разъезжаться. А потом череда кризисов – стране стало не до дороги.
Вот и стоят в тайге заброшенные города. Где их разрушают специально и тайга их захватывает незаметно. А где-то стоит заброшенный памятник. Выглядит он очень странно: если это памятник покорителям тайги, то, где сейчас покорители, а где тайга? Тайга возвращается.
Местные недаром очень гордятся «Чертовым мостом» виадук длиной 360 метров.
Наверное, во мне живет философ – когда я вижу эти гигантские сооружения в тайге, где, ты знаешь, ближайшие люди находятся в десятках километрах от тебя, меня охватывает трепет(?) или, как сказать, гордость за тех людей-муравьев, которые это построили и эксплуатируют. Звучит пафосно, но начинаешь задумываться о жизни.
Петлевые тоннели предназначены, чтобы уменьшить угол подъема/спуска для поездов и уменьшить объем строительных работ.
Вот посмотрите: мы стоим у нижнего портала тоннеля. Внутри горы железная дорога делает петлю и поезд выходит над нами, несколькими десятками метрами выше. Вон, видите маленькое синее здание и будку – это выход из тоннеля, в начале которого мы стоим.
Тоннель очень чистый. В некоторых местах он выглядит белым. За зиму стенки тоннеля промерзают и весной, хотя на улице тепло, в тоннеле на стенах лежит иней.
Ближе к входу, видите, иней начинает сходить
А вот и портал тоннеля
Мы опять едем вдоль заброшенной первой ветки. Если о железной дороге заботились, то об автомобильных машинах никто «не парился» - они играют вспомогательную роль.
Прошел грузовой состав
И, наконец мы у Северомуйского тоннеля. Его длина 15343 метра и строился он с перерывами 26 лет. Почему так долго? Тоннель идет через четыре тектонических разломов шириной т 5 до 900 метров. Приток воды из пород огромен и его надо отводить. Причем, это горячая вода! Поэтому тоннель построен двускатным (уклон приблизительно от середины к обоим порталам) – то есть вода может идти из тоннеля самотеком. Тоннель однопутный, но параллельно ему идет тоннель «метрошного размера» для обслуживания ( и как спасательный).
«Станция» сервисного тоннеля и рабочий поезд:
Вот посмотрите, сервисный тоннель очень похож на тоннель метро
А это сам рабочий тоннель для поездов
Переходы между основным и сервисным тоннелями
Система вентиляции
Портал основного тоннеля. Так как в тоннеле всегда тепло от термальных вод, то зимой порталы тоннеля закрываются воротами, чтобы холодный воздух не заходил в тоннель.
Ворота, вроде бы должны открываться и закрываться автоматически, но, иногда, автоматика не спасает.
Около одного из порталов тоннеля располагается пожарный поезд с запасом воды и пенообразователя, с насосами и комплектов пожарных рукавов.
Вылет из Нижнеангарска в Улан-Уде.
И погода кардинально меняется: солнышко и достаточно тепло. Самолет в Москву вылетал следующим утром. Мы специально не стали останавливаться в самом Улан-Уде, а остановились в традиционной гостинице около аэропорта – отсюда очень близко до Иволгинского дацана, центра буддийской традиционной религии в России.
Новый дацан в селе Верхняя Иволга очень молодой – его строительство начато в 1945году. А в 70-х годах прошлого столетия были построены большинство храмов дацана.
Мы были посередине недели, когда из туристов были только мы.
Положив свой вклад в монастырскую жизнь, мы прокрутили цилиндры с молитвами, что было разрешено делать туристам.
Прошлись по селу
Сфотографировали степь вокруг
И направились в гостиницу. Каждый жил в собственной юрте с пристроенным туалетом и душем. Так что жить было очень комфортно.
Если бы БАМ и ближайшие места приспособили для посещения туристов – то люди приезжали бы сюда просто для того, чтобы быть людьми. Но стоимость перелетов и стоимость всего остального делает недоступным эти места для большинства людей.