Найти тему
АвТОгус

День рождения "Копейки". ВАЗ 2101 исполнилось 50 лет! Уникальные фотографии и факты! Часть вторая

Вчера я начал рассказывать о том, как в СССР начал работу уникальный проект по созданию с ноля нового завода и то, как он запустил свою первую продукцию. Ведь ВАЗ 2101 действительно стал невиданным для жителей СССР автомобилем. В чем же его уникальность?

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Начну с самого главного. До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю». В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО. В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных(!) СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14

После того как Москвич полностью провалил все тесты на безопасность в Европе, компания Avtoexport находилась на грани разорения. Так нужная стране валюта просто перестала поступать в казну. Поэтому буквально сразу, а первые продажи «Жигулей» начались в августе 1970 года. Первый проданный автомобиль (вишнёвого цвета) хранится сейчас в музее АВТОВАЗа, завод наладил экспорт этих машин. Интересный факт, слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.

-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Первая же партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году - в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР. В том же 1972 году Волжскому автозаводу вручили международную премию «Золотой Меркурий» - на тот момент высшую награду в сфере европейской торговли. Это стало символом признания продукции Волжского автозавода – автомобиля LADA. Как следствие автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.

-22
-23
-24
-25
-26
-27
-28

А знаете ли вы, что в 2020 году отмечается не только 50-летие автомобилей LADA, но и 50-летие заводского автоспорта. «Жигули» впервые официально вышли на соревнования в феврале 1971 года. Три экипажа на спортивных ВАЗ-2101 впервые выступили на зимнем командном чемпионате СССР по ралли. Их достижение — почетный приз «За волю к победе», и первая проверка возможностей нового автомобиля на спортивном поприще.

В 1973 году в первенстве Советского Союза гонщики Волжского автомобильного завода показали на ВАЗ-2101 лучшие результаты. Им вручили приз журнала «За рулем» – «Трофей заводов». В ралли «Тур Европы-73» команда Волжского автозавода, выступая на ВАЗ-2101, завоевала Золотой и Серебряный кубки.

В 2004 году ВАЗ-2101 принял участие в гонках ретро-автомобилей в Германии. На знаменитом кольце «Нюрбургринг» он стал первым в своем классе, обогнав десятки соперников.

-29
-30
-31
-32
-33
-34
-35

Что до рядовых потребителей, то для многих жителей союза это было откровение. Ведь теперь в машине можно было разговаривать, а не перекрикивать вой ветра и шум мотора, в салоне зимой было тепло, да и заводилась машина даже зимой отменно. Ручной стартер в ней был, но даже в инструкции говорилось, что использовать ручку нужно лишь тогда, когда машина долгое время не эксплуатировалась. Копейка стала вожделенной мечтой каждого советского автомобилиста. За ними стояли в очереди, перекупали, шли на всякие ухищрения все это делалось с одной целью - стать владельцев вожделенного авто.

-36

-37
-38
-39

Копейку можно назвать и самым большим долгожителем отечественного автопрома, ведь последняя модель так называемого классического семейства ВАЗа вышла в сентябре 2012 года. Конечно за время пути автомобиль безнадежно устарел, он не отвечал ни требованиям безопасности, ни эко нормам, да и вообще это был уже прошлый век автомобилестроения. Впрочем тогда в апреле 1970 об этом еще никто не знал, в только что отстроенном городе Тольятти заработал новый завод из ворот которого выехала первая продукция, имя которой ВАЗ 2101 или Жигули.

С юбилеем тебя ВАЗ 2101! Поздравляю!

Выражаю благодарность АО АВТОВАЗ за предоставленные фотографии и материалы.