Найти тему
Дневники Зеленого края

Соляные копи, солесос и железная дорога, прямо по дну озера. Добыча соли на крупнейшем в мире месторождении.

Фото Денис Дьяконов. режиссер объединения "Зеленый край".

Между станцией Владимирская Пристань на Ахтубе и озером Баскунчак в Астраханской области, проложена одна из самых удивительных линий в истории железных дорог. Возможно, это единственная в мире ветка, построенная прямо по дну озера. Её характер и предназначение легко понять из названия – солевозная. По ней везут к пристаням Ахтубы и Волги поваренную соль, добытую на месторождении, на озере Баскунчак.

-2

Воды здесь немного - обычная глубина озера 20-30 сантиметров. Это даже не вода, а горько-соленый раствор, который называют рапой. В каждом литре растворено более 300 грамм соли. И небольшое её количество внутрь, крайне опасно для человека и смертельно для птиц. Пернатые здесь фактически никогда не садятся.

-3

Под тонким слоем рапы, на шесть километров вглубь земли, чистейшая в мире поваренная соль. Соляной купол под поверхностью по масштабам сопоставим с такой огромной горой, как Эльбрус

Съемки озера Баскунчак с горы Большой Богдо. Она представляет вершину соляного купола. частью которого является озеро Баскунчак.
Съемки озера Баскунчак с горы Большой Богдо. Она представляет вершину соляного купола. частью которого является озеро Баскунчак.

Озеро Баскунчак не просто засоленный водоем, коих много в районе Прикаспийской низменности. Это выемка на вершине соляного массива, уходящего на многие километры вглубь земли. Из трещин и расселин соляной горы истекают грунтовые воды. Река Горькая и горько-солёные ручьи...

-5

...ежедневно намывают в озеро две с половиной тысячи тонн минерала. Баскунчак - месторождение самовозрождающееся. Ценного сырья, ещё не так давно стоившего баснословных денег, хватит на тысячи лет добычи.

-6

Упоминания о сказочном озере, на берегах которого «ломают соль белую как лёд», появились в казенных докладах времен Ивана Грозного. Первые попытки добычи соли для российской казны известны со времен Петра Великого. Полноценная её разработка на озере Баскунчак началась в середине 18 века. Дорогу построили больше ста двадцати лет назад и работает она сезонно, только в тёплое время года.

Много веков соль рубили специальными топорами-соляными пешнями и осаживали на деревянных столбах. Следы от старых соляных копей можно встретить повсюду. Древнее дерево просолилось настолько, что стало, фактически, вечным.

-7

Тоже самое происходит и с живыми организмами и растениями. Попав в рапу, они буквально превращаются в соляные статуи и изваяния.

-8

Незадолго до начала Второй мировой войны, инженер Макаров придумал устройство, принципиально новое в горном деле.По принципу действия оно отдаленно напоминает нынешний пылесос. Его так и назвали, солесосом.

Сегодня на озере работает уже четвертое поколение этих огромных железнодорожных агрегатов. Резаки комбайна вгрызаются в соляной пласт и дробят его на мелкие фракции. Затем, соляная пульпа засасывается внутрь машины, где промывается, дополнительно перемалывается и отделяется от рапы. Соль грузят сразу в вагоны.

-9

-10

В результате многолетней добычи на поверхности озера образовались выломы, до 8 метров в глубину. По сравнению с глубиной залегания местного соленосного слоя это ничтожно мало, так что остаться без ценного минерала нам с вами, да и нашим потомкам грозит едва ли.

-11

По белой глади Баскунчака можно гулять босиком, но очень скоро рапа начинает буквально разъедать ноги. Зато, в заброшенных выемках можно принять отменную соляную ванну. Утонуть здесь никак не получится. Рапа держит на поверхности взрослого упитанного мужчину. Выходишь из такой купели словно заново родившимся.

-12

Любопытно, что даже в густом соляном растворе, заменяющем Баскунчаку воду, тоже есть жизнь.Правда, разглядеть её можно только под микроскопом. В горько-соленом растворе имеются целые сообщества бактерий, которые способны здесь выживать и активно размножаться.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь, если материал показался вам интересным. Мы постоянно обновляемся. Спасибо!