25. FTL: Faster Than Light
Александр Трофимов
Это одна из немногих инди-игр, в которой я провел много часов, причем с нескольких заходов. Я с удовольствием возвращался к ней снова и снова, чтобы опробовать новые стратегии, корабли, наборы оружия и экипажа — мало какие игры способны так сильно увлечь.
FTL поражает тем, сколько глубины оказывается в столь понятной и простой на первый взгляд игре. Есть ряд экранов с узлами-звездами, между которыми мы перемещаемся, сами выбирая маршрут, балансируя между скоростью и попытками найти что-то полезное и интересное. Слева подгоняет условная стена смерти (флот повстанцев на хвосте), справа, на последнем экране, ждет флагман повстанцев, корабль-босс, который придется разбивать в три этапа.
И ключевым оказывается именно этот путь к конечной точке — что вы успеете найти, каких членов команды подобрать, какое оружие установить и насколько прокачать корабль.
Сражения в FTL всегда остаются интересными — ваш собственный сетап и подход постоянно меняется. Конкретное прохождение и само толкает вас к определенному выбору — вы нашли какую-то пушку или в магазине не оказалось того, на чем вы собирались строить свою стратегию, но вы в любом случае вольны делать выбор, исходя из несколько ограниченных опций. Подобрали в экипаж мантисов и роков (самые эффективные в бою расы) — почему бы не установить телепорт и не сделать упор на десант? Нашли мощное лучевое оружие, способное разрезать корабли целиком — почему бы не поставить лазерные пушки, способные быстро снести вражеские щиты и дать лучу нанести основной урон?
Комбинаций кораблей, экипажа, пушек, оборудования (отсек клонирования, стелс-генератор и прочее) и прокачки систем корабля очень-очень много и перебирать их не надоедает: воевать кораблем с упором на взлом — это одна FTL, а кораблем с десантным экипажем — совсем другая. Два дополнения, официальное Advanced Edition и фанатский мод Captainʼs Edition делают игру еще разнообразнее и интереснее.
Ну и, конечно, игра очаровывает своей атмосферой космических приключений. Великолепная музыка, приятная пиксельная графика и та привязанность, которую чувствуешь к членам своего экипажа, даже несмотря на то, что они состоят из 5 пикселей и мрут как мухи, превращают игру в настоящий шедевр.
24. Fallout: New Vegas
Алексей Егоров
Признаюсь сразу — из всех современных выпусков серии Fallout хорошим я считаю только New Vegas. Fallout 3 предлагала вместо RPG какую-то пародию на ролевые игры. Fallout 4 заставляла строить домики и копать грядки (утрирую, но все же). New Vegas же — это именно РОЛЕВАЯ игра со всеми вытекающими последствиями. Никакого черно-белого мира. Никаких однозначно хороших или плохих поступков.
Здесь же — наконец-то адекватный сюжет (среди современных «фоллаутов»). Вселенная New Vegas четко связана с классическими выпусками Fallout. Анклав, к примеру, не штампует силовую броню в довоенных масштабах и не занимается бесконечным расширением авиапарка. Супермутантов мало — некоторые вполне разумны и общаются с главным героем. НКР живет и процветает. Ну и война, разумеется, не меняется.
Главное достоинство New Vegas раскрывается на уровне ощущений — это именно Fallout. Шутерная механика и вид от первого лица не мешают восприятию: с первой минуты и до последнего часа игры — это настоящий, правильный «фоллаут» от людей, которые знают, что это такое.
Свобода и полное отсутствие моральных рамок, цепляющие истории и постоянные сюрпризы — в этом вся New Vegas и есть. Она заставит вас плакать и смеяться, отправит в настоящий бэд трип и прополощет мозги философией. Много ли таких игр вообще?
При этом мир у New Vegas довольно компактный после бескрайних пустошей «тройки», вот только в «тройке» были именно пустоши — серые, каменистые и, собственно, пустые. А пустыня Мохаве редко опускается до того, чтобы демонстрировать игроку унылую песчаную скатерть, где ничего не стоит. Везде есть всякие неприметные места или локации, везде с вами может случиться безумная история.
Современному игроку будет сложно играть в Fallout 1 или 2 — и механики, и картинка устарели слишком сильно. Поэтому хорошо, что есть New Vegas, которая и так-то выглядит и играется пристойно, а еще и кучей модов легко обвешивается. Я мечтаю, что в один прекрасный день Bethesda и Obsidian все-таки договорятся, и мы снова увидим новый настоящий «фоллаут».
23. XCOM 2: War of the Chosen
Алексей Егоров
Тактические стратегии (да и чего уж там, стратегии в принципе) — редкий зверь. Поэтому студии Firaxis и хочется поставить огромный памятник за то, что они делают. И игрокам, которые их игры покупают. Без них не было бы ни XCOM: Enemy Unknown, ни XCOM 2: War of the Chosen. И это была бы очень большая потеря.
XCOM 2 — настоящий симулятор страданий. Вот ты выгоняешь своих идиотов на задание, располагаешь их максимально грамотно, учитывая все возможные пути отхода и возможные места появления врагов. Начинаешь бой, вроде бы все хорошо — и тут БАЦ Нужный тебе персонаж промахивается по важной мишени. Выживший успевает сбежать, пальнуть в ответ или вообще кинуть гранату — короче, праздник он вам испортил.
Рандом — главная проблема игры. Но он же создает самые запоминающиеся сцены, вот такой парадокс. Любую негативную эмоцию игра перебьет позитивной. Сумел разнести превосходящие силы противника, никого не потеряв? Ухитрился хакнуть вражеского сектопода и с его помощью перевернул атаку с ног на голову? С помощью особых перков натравил на пришельцев орды зомби? И запас таких сцен у игры нескончаемый.
Вспомнить можно много всего — тем-то XCOM 2 и ценна. Крутые моменты на операциях. Какие-то совершенно безумные тактики, которые выстраиваются в голове буквально на лету. Постоянное желание проверить — а что будет, если взять в команду одних только снайперов. Опираясь на несложный в общем-то каркас геймплея, игра ухитряется выдавать огромное количество уникальных историй, которыми интересно делиться с окружающими.
Тут конечно стоит заметить, что без аддона XCOM 2 ощущалась несколько иначе. Меньше классов, меньше возможностей — другая игра была. Как я писал в рецензии, дополнение очень здорово подстроилось под оригинальную игру, подкрутив где надо винты. Вроде бы контента и немного, но поди потом запусти игру без этого аддона — не поймешь, как в это играть вообще.
А на вопрос, почему же в этом топе находится именно XCOM 2: War of the Chosen, ответ предельно прост. Потому что это самая современная часть серии, которая с легкостью подойдет как совершенно не разбирающемуся в жанре игроку, так и прожженному ветерану, который в 1994 году штурмовал Марс со своей командой бравых борцов с инопланетянами.
22. Castlevania: Symphony of the Night
Денис Майоров
Уже вторая Castlevania в нашем топе! Впрочем, чему тут удивляться, серия знаковая и составляет половину неумирающего жанра «метродоивания». Правда, Castlevania: Lords of Shadow, которая как раз и появлялась в нашем топе на 85 месте, к этому жанру отношения не имеет. А вот Symphony of the Night — еще как! Это его высшая точка.
SotN — великолепное художественное произведение. Живая, озвученная удивительной музыкой Мичихиро Яманэ, картина, представляющая идеальную смесь традиционной вампирской символики и уникальных взглядов на классическую тему. Тут есть и летучие мыши, и гробы, и свечи. Но также найдется алхимическая лаборатория, огромная библиотека и даже часовня. Замок Дракулы проработан в мельчайших деталях и все его элементы демонстрируют нам Дракулу-ученого, художника, аристократа с тонким вкусом, для которого элементы оккультизма в оформлении собственного жилья — лишь мрачная романтика. На это работает не только замысел создателей игры, но и техническое исполнение. Игра изначально вышла на PS1 в 1997 году — в ту эпоху, когда пиксель-арт в играх уже стал не вынужденной мерой, а художественным приемом. И сюжет здесь такой же элегантный, как и дизайн.
К слову, стилистика и элементы истории Symphony of the Night отлично отражены в анимационной экранизации Castlevania от Netflix. Сериал вообще — лучшая точка входа в SotN, потому что после него поиграть в Castlevania вам точно захочется.
И разумеется, в Symphony of the Night шикарный геймплей, иначе она бы так высоко в топе не забралась. Персонально — это лучшая метроидования в истории. Станет ли она лучшей для вас, я не знаю, но «одной из» — будет точно. И никакой мистики нет, такой результат получается из великолепного и максимального скрупулезного дизайна локаций, сбалансированной многогранной боевки, сложных продуманных боссов, массы секретов, которые можно искать годами. Последнее, кстати, прямая задумка Кодзи Игораси, директора разработки: по собственному признанию он изначально задался целью сделать игру, в которую можно будет возвращаться снова и снова. Получилось!
Серию Castlevania всегда немного пошатывало — то в сторону более классического платформера, то в сторону RPG, то в сторону экшена. SotN нашла баланс, практически идеально выступив в каждом элементе. Поэтому многие называют ее вообще лучшей 2D-игрой в истории, если не играли — проверьте, так ли это!
21. Planescape: Torment - Enhanced Edition
Георгий Копьев
Что может изменить природу человека? Страх, месть, любовь, раскаяние, страдание, искупление, вера? Planescape: Torment насквозь пропитана философией сознания и по глубине мысли не уступит некоторым серьезным произведениям вроде «Шабоно» Флоринды Доннер. Это уникальная игра с блестяще проработанной ролевой системой, прекрасно прописанная. Лучше RPG уже, наверное, никогда не будет.
В Planescape так много текста, что игру можно всерьез называть интерактивной книгой. И это не просто бесконечные диалоги, которые вы обязательно должны прочесть по замыслу разработчиков. Нет, вы даже можете и не увидеть большую их часть, если, скажем, не будете прокачивать мудрость и интеллект.
Самое главное, что выбор ответа в разговоре действительно важен — в отличие от RPG последних лет, где дополнительные строчки нужны зачастую только для более глубокого погружения в мир.
Planescape: Torment уникальна не только своей литературной направленностью, но и сеттингом. В ролевых играх Dungeons & Dragons много самодостаточных миров — их называют планами или плоскостями. Например, события Baldurʼs Gate и Neverwinter Nights разворачиваются в плане Айбер-Торил — планете, застрявшей в эпохе средневековья и конкурирующих королевств. Но также существуют миры, больше похожие на современность, и, конечно же, те, что не похожи ни на что. «Плейнскейп» — это не боевой, а философский сеттинг, в котором множество плоскостей находятся в гармонии и образуют между собой Мультивселенную, а герои могут путешествовать из одного плана в другой. Именно этим и занимается главный герой игры — Безымянный — пытаясь найти ответы на свои вопросы. Эти путешествия лучшим образом укладываются в прохождение игры, делая его разнообразнее. Плотность событий, которые происходят вокруг Безымянного и его спутников, заставляет смотреть на все недавние возвращения классических RPG свысока.
Весь сюжет, вся структура здесь завязаны на мучениях — телесных и душевных. То, какого Безымянного вы будете отыгрывать, во что он будет верить — в первую очередь аукнется на ваших впечатлениях от игры, и только потом на сюжете, концовке и 15 фракциях, имеющих собственную уникальную идеологию.
В нашей стране пираты неоднократно пытались уничтожить Planescape отвратными переводами, и у них почти получилось: на фоне Fallout, Baldurʼs Gate, Arcanum и других старых RPG, где текст не стоял на первом месте, «Плейнскейп» была скучной и непонятной игрой. Никакого экшена.
Если вы считаете себя большим любителем игр, в особенности — ролевых, но до сих пор не играли в Planescape: Torment, то вы просто преступник, так и знайте. Благо, у вас есть возможность наверстать упущенное — в 2017 году вышло переиздание Planescape: Torment - Enhanced Edition с интерфейсом под широкоформатные мониторы высокого разрешения, перезаписанным саундтреком и пачкой мелких геймплейных улучшений.
20. Metal Gear Rising: Revengeance
Сергей Цилюрик
Мем гласит, что Metal Gear Rising — это когда под истошный вопль «Rules of Nature!» киборг с металлической челюстью парирует атаку робота размером с дом и по-анимешному кромсает его своей виброкатаной в труху. С максимально невозмутимым видом. Это, в принципе, хорошая отправная точка для понимания игры. В конце концов, жанр слэшеров — не про тонкости в постановке. Наоборот — про геймплей, максимальную зрелищность, невероятные ситуации и зашкаливающий уровень пафоса.
И Metal Gear Rising в этом плане выступает на совершенно недостижимом для других игр жанра уровне. А ведь она — не первый слэшер в нашем списке: позади остались Castlevania: Lords of Shadow (85 место), Devil May Cry 4: Special Edition (83 место) и Bayonetta 2 (62 место). То есть конкуренция была и очень серьезная.
В Rising есть все ингредиенты отличного слэшера: боевая система, выстроенная на сложных комбо и парированиях, разнообразные противники и ситуации, заставляющие вас не только быстро нажимать на кнопки, но и ДУМАТЬ над тактикой, запоминающиеся боссы, яркий протагонист и затмевающий его антагонист… Но этим она не ограничивается. Несмотря на то, что все можно решить атакой в лоб, здесь многих боев можно избежать стелсом, и это придает игровым ситуациям вариативности.
А еще Rising — настоящий Metal Gear, хотя Хидэо Кодзима практически не принимал участия в ее разработке. Сценарий и бесчисленные часы диалогов по кодеку написал один человек из Kojima Productions — Эцу Тамари. И это тот случай, когда ученик превзошел учителя: сюжет Revengeance выглядит на удивление цельным и вменяемым, фирменный баланс серьезного и юморного соблюден идеально, а в кодеке встречаются на удивление неглупые размышления о политике и трансгуманизме.
И благодаря этому всему Rising — не только блистательный слэшер, но и лучшая часть Metal Gear, одной из важнейших серий в истории видеоигр (даже в нашем топе она представлена сразу двумя играми — на 47 месте уже была Metal Gear Solid 3). Потому-то игра и забралась так высоко.