Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни…
Даже тогда… (ИССА)
Японцы заинтересовались миноносными кораблями сравнительно поздно,но получили весьма удачный опыт их использования уже в японо-китайской войне,где они вывели из строя один из двух китайских броненосцев. Первое время основными поставщиками миноносцев были французские и германские верфи.Но после победы над Китаем, Япония стала английским фаворитом и пополнение японского флота постепенно полностью перешло в руки британцев.На 1900 год японцы располагали 8 эсминцами и 29 миноносцами.
К моменту нападения на Россию у них было уже 19 эсминцев(истребителей) и 82 миноносца,в т.ч. 16 современных истребителей британской постройки фирм Ярроу и Торникрофт. Уже в ходе войны вступили в строй первые истребители японской постройки-типа "Харусаме".
Благодаря использованию английских наработок японские истребители превосходили русских одноклассников в скорости и артиллерийском вооружении. Предвоенная модернизация позволила японцам иметь по 2 75 мм пушки на корабль против одной на русских эсминцах.
Пополнение японского миноносного флота по программе 1900 финансового года предусматривало заказ в Англии,на заводе "Торникрофт" двух улучшенных "30 узловых" истребителей.
Они получили поэтические названия-"Сиракумо" и "Асасио",соответственно белые облака и утренний прилив .
Являлись усовершенствованным вариантом типа Murakumo ("Муракумо") того же производителя. Техническое задание было аналогичным предыдущему проекту, но предусматривало увеличение максимальной скорости до 31 узла, как на типе «Акацуки».
По существу проекты были идентичны ,но "Сиракумо" был несколько шире и с более мощной силовой установкой (7000 л. с. против 5800),они значительно отличались по внешнему виду: протяженным полубаком, обратным срезом кормовой оконечности, отсутствием котельного кожуха, более высокими дымовыми трубами и большим их количеством (четыре против двух). Основное отличие заключалось в конструкции рулей . У "Муракумо" руль был полубалансирным, и часть его была выше ватерлинии,что повышало уязвимость от случайного попадания.
Shirakumo -класс эсминцев ( 白雲型駆逐艦 , Shirakumogata kuchikukan ) Императорского японского флота-2 единицы .
Сиракумо IJN“Shirakumo ” 白雲 белые облака John I. Thornycroft & Company, Чизвик, Великобритания .Заложен 1 февраля 1901 года. Спущен на воду 1 октября 1901 года.Вступил в строй 13 февраля 1902 года. вспомогательный тральщик с 1 апреля 1922 года; хозяйственное судно с 1 апреля 1923 года; продан 21 июля 1925 года
Асасио IJN “Asasio ” 朝潮 утренний прилив John I. Thornycroft & Company, Чизвик, Великобритания. Заложен 3 апреля 1901 года . Спущен на воду 10 января 1902 года .Вступил в строй 4 мая 1902 года. вспомогательный тральщик с 1 апреля 1922 года, служебное судно с 1 апреля 1923 года; продан 5 апреля 1926 года
Водоизмещение: нормальное 342 т, полное 428 т. Длина 67,51 м (65,89 между перпендикулярами). Ширина 6,28 - 6,34 м. Осадка 1,73 -1,83 м. Механизмы: 4 котла Торникрофта, 2 паровые машины тройного расширения, 7000 л.с., скорость 31 уз. Артиллерия: одно 76-мм QF 12 (80 мм / 40 кал) , пять 57-мм /40 Гочкиса QF 6 . Торпедные аппараты- два 457-мм (2x1). Экипаж: 60-62 человек.
Эсминцы типа "Сиракумо" по конструкции были аналогичны двухтрубным 30 узловым истребителям фирмы Торникрофт ,строившимся для британского Королевского флота(с 1913-тип Д). Истребители Торникрофта отличались протяженным полубаком, обратным срезом кормовой оконечности, отсутствием котельного кожуха и более удлиненными трубами.
Они имели сплошную карапасную палубу,мостик и носовая артустановка располагались низко и заливались при свежей погоде.
Для достижения контрактной скорости пришлось поставить четвертый котел и снабдить каждый из них собственной дымовой трубой. “Сиракумо” вышел на испытания в январе 1902 г., развив 31,82 уз на шестимильном отрезке. “Асасио” во время трехчасовых испытаний показал 31,06 уз при мощности машин 7224 л.с.
Вооружение состояло из одной QF 12 фунтовой пушки на на баке и пяти скорострельных QF 6 фунтовых Гочкисов (две расположены в ряд у рубки , две между трубами и одна на корме ) и 2 одинарных труб для 18-дюймовых (460 мм) торпед .
До 1904 г. корабли прошли модернизацию по доведению до уровня более современных эсминцев типа «Харусамэ» (замена носового 57-мм орудия на 76-мм, установка радиостанции). Это обеспечило японским истребителям двойное преимущество в огневой мощи по сравнению с русскими одноклассниками.
Оба истребителя вошли в состав Императорского флота перед войной с Россией,их включили в 1-й отряд истребителей.Эсминцы стали основой ударной миноносной группировки.
Во время первого ночного удара 9 февраля 1904 года по кораблям русской эскадры на внешнем рейде Порт-Артура торпедировали броненосец «Ретвизан» .
В ночном бою 10 марта в составе группы из четырех истребителей столкнулись с четырьмя русскими эсминцами. При равном количестве кораблей японцы вдвое превосходили по огневой мощи,на стороне русских была внезапность. В "собачьей свалке" «Властный» выпустил по «Асасио» две торпеды, одна из которых прошла буквально в метре от борта, и значительно повредил его артиллерийским огнём, что дало основания для русских моряков ошибочно заявить о потоплении японского корабля.
Зимой 1904—1905 годов эсминцы были переведены в 4-й отряд истребителей под командованием адмирала Девы Шигето 2-го боевого отряда вице-адмирала X. Камимуры. Оба сыграли особенно выдающуюся роль в решающей битве при Цусиме .
Ночью на 15 мая 1905 года японским миноносцам, добившимся весьма скромных результатов , удалось потопить лишь броненосец «Наварин». Около 2 час. ночи 15 мая этот повреждённый корабль был обнаружен истребителями «Асагири», «Асасио» и «Сиракумо», которые безнаказанно сбросили впереди по курсу «Наварина» 24 плавающие мины. Через 1-2 мин две из них взорвались с обоих бортов, и броненосец быстро затонул.
Мирное время прошло для этих двух кораблей спокойно. 28 августа 1912 года оба корабля были классифицированы в эсминцы третьего класса . В начале первой мировой войны в составе 13-го дивизиона 2-й эскадры эсминцев они действовали под Циндао. В 1922 г. исключены из состава флота, в 1923 разоружены и сданы на слом.
Они были переоборудованы во вспомогательные тральщики 1 апреля 1922 года, но использовались только год, пока не были превращены в невооруженные суда ,а в 1925—1926 годах сданы на слом.
В русско-японской войне нашему флоту пришлось фактически сражаться против самого мощного и современного на тот момент английского флота,причем в самых невыгодных для себя условиях-за несколько тысяч километров от основных баз,при ужасной инфраструктуре и коммуникациях.
Японо-британские истребители были крупнее русских,лучше были вооружены артиллерией ,имели потенциал модернизации,а также показывали более высокую скорость при более качественном изготовлении.
Эсминцы типа "Сиракумо" оказались очень удачными и везучими кораблями.Они вынесли на себе значительную часть порт-артурской и цусимской работы и при этом остались целы.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.