По соседству с Кремлем, в восточном направлении, расположился один из старейших районов Москвы Зарядье, получивший свое название еще в XVI веке, благодаря тому, что находился "за рядами" торговых лавок. Именно там можно увидеть своеобразное трехэтажное здание с высокой четырехскатной крышей – усадьбу бояр Романовых, которая является частью комплекса «Палаты в Зарядье».
В него также входят несколько церквей и храмы. Дом Романовых делятся на две части – мужскую и женскую. В подвалах находятся кладовые. Интерьер усадьбы представлен подлинными предметами XVII века, по которым можно судить о культуре и жизни русского дворянства того времени.
Временем основания палат принято считать конец XV века, потому как палаты были отмечены на первой карте Москвы 1597 года. Возвел усадьбу Никита Романович, с отца которого, Романа Юрьевича, началась династия русских царей Романовых, брат Анастасии, жены Ивана Грозного, дед Михаила Федоровича, первого русского государя Романова. Увы, до наших дней в исходном виде сохранился лишь подвал, строительство которого относено к XVI веку.
В 1571 году дом Никиты Романовича, как предполагается, пострадал от пожара, сопутствующего нашествию Девлет-Гирея, как и весь город. А спустя десять лет владелец палат был подвергнут опале Ивана Грозного, отправившего к нему стрельцов для расхищения его состояния, лишившего крова. Оставшись в полной нищете, Никита Романович прибегнул к помощи своих соседей англичан, с которыми поддерживал хорошие отношения во время своего процветания. Иван Грозный все же вернул милость к родственнику супруги и, будучи при смерти, назначил Никиту Романовича советником своего сына, царствующего Федора Ивановича.
Получивший по наследству усадьбу, Федор Никитич, будучи в добрых отношениях с двоюродным братом царем Федором Ивановичем, привел двор в хорошее состояние. По приданию здесь появился на свет царь Михаил Федорович. Во времена Бориса Годунова Романовы, являясь претендентами на царский престол, вновь впали в немилость. Федор Никитич в 1599 году был заключен в тюрьму, а затем насильно пострижен в монахи, получив имя Филарет. Несмотря на то, что Филарет Никитич некоторое время все же жил в Москве при самозванцах, как монах, не мог находиться в своем доме.
После избрания Михаила Федоровича государем, который занял палаты Кремля, усадьба возродилась и стала известна как «Старый государев двор». В то время в палатах никто не жил, хотя при Знаменской церкви был протопоп Иаков и два священника. После того, как умерла мать царя, инокиня Марфа Ивановна, он создает указ о Знаменском монастыре, к которому должны отойти царские имения и угодья, в частности, родовая усадьба. Благодаря усилиям монастырских обитателей на подвалах были построены два кирпичных этажа – жилой, с тяжелыми сводчатыми перекрытиями, и подклеть. Помимо двух сооружений, которые являлись палатами Романовых, были сооружены деревянные кельи и больница.
В 1668 году Знаменский монастырь с усадьбой были повреждены во время пожара, о чем был донесено царствовавшему в то время Алексею Михайловичу. Дом был разобран до подвала и на его месте, благодаря стараниям мастера Мелетия Алексеева, было построено новое каменное здание с крыльцом, которое в наши дни и является музеем. С 1679 по 1752 год в палатах находилось монастырское управление и хранилище драгоценностей. В 1737 году произошел очередной пожар, поэтому казенные кельи перевели в другое место, а в усадьбе с 1752 года стал жить грузинский митрополит Афанасий со своими приближенными, который пробыл там 10 лет. С тех пор и до 1856 года из-за бедности монастыря палаты сдавались в аренду. После перенесения столицы в Петербург состояние усадьбы и самого монастыря и вовсе оставляло желать лучшего.
Только в середине XIX века императором Александром II было принято решение об устройстве в родовой усадьбе музея, который получил название «Дом бояр Романовых». Все наслоения, которые появились во время аренды, были убраны, усадьба обмерена и отреставрирована. Благодаря историческим аналогам придворный архитектор Ф.Ф. Рихтер воссоздал верхний деревянный этаж и достроил крыльцо. Комнаты были украшены изразцовыми печами, на стенах появилась дорогая парча с царскими вензелями, которая частично дожила до наших дней.
После революции усадьба получила название «Музея старого русского быта», в котором сохранились подлинные предметы ушедшей старины. Статус филиала Государственного Исторического музея палаты получили в 1932 году. На территории усадьбы обнаружена уникальная находка – гончарная мастерская XV—XVII веков и порядка 500 глиняных предметов, среди которых игрушки, изразцы, фрагменты посуды.
Палаты представляют собой русскую избу в классическом стиле в форме буквы «Г». Снаружи стены избы украшены наличниками окон, карнизами, угловыми полуколоннами. Изнутри находятся комнаты небольшого размера с низкими сводчатыми потолками, толстыми стенами и печами. Убранство комнат соответствует интерьеру XVII века.
Самая большая комната – боярская столовая, предназначенная для обедов, проведения пиров, приема гостей. Окна комнаты смотрят на улицу Варварка. В углу комнаты стол, за которым усаживались в соответствии со служебными должностями: самые почетные гости садились около хозяев усадьбы, менее знатные – с противоположной стороны. Руки можно было помыть в кумгане (умывальнике) с помощью лохани. В комнате стоят пять кресел, что было редкостью в русских домах, деревянные лавки, а также ларцы, обитые прорезным железом. Столовая украшена и иноземными предметами: шведским паникадилом, полавочниками из турецкого бархата, шкафом со слюдяными створками, нижние дверки которого украшены росписью.
Окна кабинета боярина смежного со столовой выходят во двор. Комната была местом досуга и ведения дел хозяина дома. В комнате стоят стулья, кресло, лавка и стол с принадлежностями для письма, над которым висит икона. В комнате можно увидеть книги в кожаных переплетах, находящиеся в сундуке-теремке, амстердамский глобус, произведение искусства 1642 года, портрет Т. Грамотина, относящийся к XVII веку и картину. На стенах – обивка из сукна и золоченой фландрской кожи, особо изысканного украшения для XVII века. Печь декорирована зелеными поливными образцами, на которых рельефно изображены исторические сюжеты, сказки и бытовые сцены.
Чтобы попасть в другую часть дома, надо пройти через лестничную площадку. Первая от площадки комната – сени, которые использовались в качестве «спальных чуланов» и мест хранения необходимых в быту вещей. В комнате стоят шкатулки, короба и ларцы с кружевами и тканями. Стенные ниши украшены кокошниками и барабаном с коклюшками и сколками. Из сеней можно пройти в светелку, женскую комнату. Комната светлая с тремя окнами. Комната особо передает суть быта женщин XVII века. Интерьер светлицы обставлен предметами, связанными с шитьем: пяльцами с образцами орнаментального шитья, сундука-укладки с шитьем. Стена украшена шитой пеленой с изображением Иисуса Христа. В светлице также можно увидеть створчатое зеркало, короба для тканей, ларец для драгоценностей, лавку, покрытую бархатом.
В подвал XVI века, сохранившийся до наших дней, можно попасть по внутренней лестнице. Там находятся сундуки для ценностей и денег, различная одежда и обувь, столовые принадлежности, железные светцы. Особое внимание привлекают доспехи, убор коня, холодное и огнестрельное оружие, с которыми боярин отбывал военную службу.
Все эти достопримечательности, являющиеся бесценными предметами искусства, интереснейшим образом преподносятся посетителям музея. Гостей и жителей столицы ждет театрализованная экскурсия с подробнейшим рассказом о быте дворян XVII века, а также с песнями и угощениями.