Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы.Шанс капитана Иванова.«Хацусе».

Я как сталь плохого меча,
Не был закален огнем,
Сломался в бою. (
Сёва Моримура)

В феврале 1901 года, сразу после вступления в строй, броненосец IJN Hatsuse принял участие в церемониях, посвященных похоронам королевы Виктории, где представлял Японскую империю .Весь 1903 год японский флот провел в интенсивной боевой подготовке к войне с Россией. Броненосцы IJN Hatsuse и IJN Shikishima вместе с остальными четырьмя новыми броненосцами вошли в состав 1-го боевого отряда Первой эскадры. На IJN Hatsuse держал свой флаг младший флагман отряда - контр-адмирал Насиба Токиоки. Оба броненосца вместе с "Ясима" входили во вторую бригаду соединения.

Основной задачей Первой эскадры стала блокада русского флота в Порт-Артуре. 6 февраля 1904 года японский Объединенный флот получил императорский указ о начале войны против России и вышел в море. Основные силы Объединенного флота вечером 8 февраля приблизились к острову Роунд (Круглый), который находится в 45 милях от Порт-Артура. В 17:05 адмирал отдал приказ миноносцам атаковать порт-артурскую эскадру на внешнем рейде Порт-Артура . В результате ночной атаки в ночь с 8 на 9 февраля русские броненосцы «Ретвизан», «Цесаревич» и крейсер «Паллада»получили торпедные попадания и надолго выбыли из строя.Получив от разведчиков сведения о состоянии русских кораблей, адмирал Того решил атаковать их утром 9 февраля .

В 11:07 флагман японской эскадры IJN Mikasa с расстояния 46,5 кабельтовых открыл огонь по русским броненосцам, те начали отвечать, один за другим снимаясь с якоря. В 11:30 японские корабли оказались в зоне действия русских береговых батарей и попали под перекрестный огонь, получая попадания одно за другим. В 11:45 командующий японской эскадрой адмирал Того приказал развернуть корабли на обратный курс и вскоре флот вышел из зоны обстрела.В этом бою замыкавший строй своего отряда броненосец IJN Hatsuse получил три попадания.

305-мм снаряд пробил две адмиральские каюты и разорвался при ударе о кормовой броневой траверз, не пробив его. Взрыв дал множество осколков-и от самого снаряда и от разрушенных переборок. Три человека погибли и тринадцать были ранены.

120-мм снаряд попал в носовую часть спардека с правого борта, по дороге разрушив грузовую стрелу фок-мачты. Осколками ранило находившихся на носовом мостике двух офицеров и трех матросов. Кроме того, в первой дымовой трубе и вентиляторных раструбах образовались множественные пробоины. Третий снаряд, имевший калибр 75 мм, не взорвался и особых разрушений не причинил. IJN Shikishima получил попадание 152-мм снаряда в первую дымовую трубу. В результате взрыва снаряда были ранены 17 человек ,в том числе 2 офицера. Первый бой японского и русского флотов длился около 40 минут, ни одной из сторон не удалось достигнуть значительного перевеса.

25 февраля броненосцы Первого боевого отряда принимали участие в перестрелке с крейсерами «Баян»,«Аскольд» и «Новик», а 10 марта провели бомбардировку крепости и внутреннего рейда из тяжёлых орудий на предельной дальности. Стрельба велась через горы Ляотешань с расстояния 12 - 15 км. Шесть броненосцев выпустили в общей сумме 154 снаряда главного калибра, причем наибольшее количество выстрелов произвели IJN Shikishima и IJN Yashima. Японцы незначительно повредили броненосцы «Ретвизан», «Севастополь» и крейсер «Аскольд». В личном составе русские потеряли 7 человек убитыми и 20 ранеными. Также погибло несколько мирных жителей.

Ответный огонь не нанёс никакого вреда японцам: их корабли находились за горным массивом вне секторов обстрела.Во время второй бомбардировки Порт-Артура, 22 марта, японские корабли получили отпор - по ним вели огонь «Ретвизан» и «Победа». Русские разместили пост корректировщика на горах Ляотешан, организовав связь по телефонной линии. Вычислив местонахождение корректировщика японцы перенесли огонь на Ляотешанський маяк, несколькими попаданиями разрушив его.

-2

В начале апреля 1904 года основной задачей японцев стало обеспечение высадки в корейских портах 2-й армии для захвата Квантунского полуострова и взятия Порт-Артура с суши. Планировалось сначала всю армию перевезти к устью реки Тайдон (Тэдонган) возле Цинампо на северо-западе Кореи, а затем транспорты 4-мя эшелонами направить к месту высадки на Ляодунский полуостров (в Бицзыво).

 Броненосец “Хацусе” после вступления в строй
Броненосец “Хацусе” после вступления в строй
 Броненосец “Хацусе” . 1901 г.
Броненосец “Хацусе” . 1901 г.

13 апреля ,во время выхода эскадры в море, русский флагманский броненосец «Петропавловск» затонул в результате подрыва на мине и детонации боезапаса. Впавший в депрессию русский флот даже не пытался помешать организации японцами базы в непосредственной близости от Порт-Артура. 7 мая Того получил доклад о готовности якорной стоянки на рейде о-вов Эллиот к приёму эскадры и с 9 мая перенёс на неё базу флота.

Стремясь окончательно заблокировать русский флот в гавани Порт-Артура,японцы сделали несколько попыток затопить на рейде брандеры.Перед высадкой войск в бухте Энтоа адмирал Того предпринял третью, наиболее масштабную по количеству пароходов-брандеров и настойчивости, попытку заблокировать выход из Порт-Артура.

-5

Утром 5 мая в бухте Энтоа (с суточной задержкой из-за непогоды) с транспортов началось десантирование авангарда 2-й армии. Высадку охраняли корабли 5-, 6-, 7-го боевых отрядов и миноносцы.

В.И. Семёнов после третьей попытки заграждения рейда писал: “Японская эскадра ежедневно появлялась в виду Артура. По сведениям от китайцев, перед Бицзыво держалось до 70 судов. Японцы, по-видимому, колебались приступить к решительной высадке. Они не были уверены, заперт ли Порт-Артур последними брандерами, а ведь если нет, то наше бездействие могло быть объясняемо выжиданием, выбором удобного момента, чтобы броситься на них в самый разгар десантной операции. Эскадра глухо волновалась. Возбуждение росло. …”

Японские корабли уже ничего не опасаясь, дефилировали ввиду береговых батарей по обычному направлению.

ИВАНОВ ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ
ИВАНОВ ФЁДОР НИКОЛАЕВИЧ

Командир минного заградителя “Амур” капитан 2 ранга Ф.Н. Иванов по собственной инициативе рассчитал японский маршрут и 14 мая в 14 ч 25 мин получил добро от Витгефта на минную постановку- но с условием ограничить ее 8- мильной зоной . К вечеру “Амур” выставил заграждение из 50 мин в 100-110 каб. от Золотой горы, где чаще всего проходили японские корабли, перпендикулярно их обычным маршрутам. Во время постановки "Амур" находился в зоне прямой досягаемости артиллерии японских броненосцев, однако был скрыт от них полосой тумана, могущего рассеяться в любой момент. В 17 ч 25 мин Ф.Н. Иванов вернулся в гавань Порт-Артура и доложил, что успешно выставил мины согласно собственного плана – мористее того места, что предписывалось командованием,как и планировал-в 11 милях..

-7

-8

15 мая 1904 2-я бригада японских броненосцев (“Хацусе”, “Сикисима”, “Ясима”), крейсер “Кассаги” и авизо “Тацута” , выполняя рутинный рейс с базы Эллиот к Порт-Артуру ,привычным и безопасным маршрутом, при сильном волнении моря, но при ясной видимости наткнулась на минное заграждение.

-9

В 9.55, в 11 милях от Порт-Артура (38° 37'с.ш./121° 20' в.д.) под кормой IJN Hatsuse раздался взрыв мины, в результате которого было затоплено рулевое отделение корабля и поврежден один из винтов. Броненосец моментально накренился на правый борт,повреждённые машины остановились. Командующий японским отрядом контр-адмирал Насиба приказал изменить курс, но при выполнении поворота на мине подорвался второй японский броненосец - IJN Yashima.К поврежденному IJN Hatsuse подошел крейсер IJN Kasagi для помощи и буксировки,пробоину временно заделали. Броненосец сносило течением, и в 11:33 ( 11.38) под его корпусом произошел второй взрыв, который вызвал детонацию кормовых погребов боезапаса. Над кораблем взвилось облако дыма, третья дымовая труба и грот-мачта рухнули за борт, и в течение одной минуты (за 90 секунд по др. данным)броненосец благополучно затонул кормой вперед.

Гибель_IJN_Hatsuse_-рисунок_А.Чикина,_1904_г_-
Гибель_IJN_Hatsuse_-рисунок_А.Чикина,_1904_г_-

Гибель "Хацусе"
Гибель "Хацусе"

Японцы подобрали из воды контр-адмирала Насибу и капитана корабля Накао, 31 офицера и унтер-офицера, а также 317 матросов. Погибли старший офицер корабля капитан 2-го ранга Аримото, 35 офицеров и унтер-офицеров, а также 457 матросов .По другим данным, погибло 495 человек, а из 366 спасённых 102 оказались ранеными и обожжёнными.

"Ясима" остался на плаву и с большим креном стал уходить малым ходом, буксировать его, кстати, пытался "Сикисима", но до Сасебо тот дойти не смог и затонул в Жёлтом море.

Причем если гибель "Хацусе" произошла на виду всего Порт-Артура ,то "Ясима" затонул вне пределов видимости русских наблюдателей и японцы пытались скрыть эту потерю.

-12

Морально неготовый к такому успеху ,русский флот отреагировал с опозданием отправкой нескольких миноносцев,которые были успешно отогнаны крейсерами японцев.

Этот день,вошедший в историю как "черный день японского флота" обошелся японцам не только в два новых броненосца.Затонули после столкновения крейсер "Иосино" (с 335 членами экипажа) и канонерская лодка “Осима” ,несколько кораблей получили повреждения. Как только контр-адмирала Насиба подняли на борт авизо "Тацута", тот сразу сел на мель. За день японский линейный флот уменьшился на треть. К сожалению , русский флот не смог воспользоваться предоставленным шансом.Кстати,хотелось бы отметить,как судьба была милостива к японским флотоводцам-даже здесь адмирал уцелел.

На судьбе броненосцев сказалось отсутствие противоминной защиты. Морские мины неожиданно стали одним из самых эффективных средств морской войны.

Бой в Жёлтом море

Пребывание флота в блокированном Порт-Артуре стало очевидной проблемой для высокого начальства и адмирал Алексеев добился таки выхода эскадры для прорыва во Владивосток.Вторая попытка произошла 28 июля(10 августа) 1904 года .Ослабленной русской эскадре ( 6 броненосцев,4 бронепалубных крейсера,8 эскадренных миноносцев )противостоял ослабленный японский флот (4 броненосца,2(4) броненосных крейсера,1 броненосец 2-го класса,9 бронепалубных крейсеров,18 эскадренных миноносцев,30 миноносцев ). Командовал прорывом контр-адмирал Витгефт , Объединенным флотом руководил бессменный адмирал Того.В историю бой вошел как Бой в Жёлтом море

В ходе сражения снова сработал злосчастный фактор боевой рубки- двумя точными попаданиями было выведено из строя управление на "Цесаревиче",а адмирал Витгефт был убит.Хуже плохого командира может быть только отсутствие командира.Система передачи полномочий не сработала,хотя для русского флота фактор ранения или гибели командующего при первой же перестрелке стал уже дурной традицией.

-13

Маневры потерявшего управление флагмана сбили с толку остальные корабли и эскадра превратилась в сборище самостоятельных кораблей.Большая часть вернулась в Порт-Артур, «Цесаревич» , крейсера «Аскольд» и «Диана» были интернированы в нейтральных портах.Прорыв «Новика» во Владивосток не удался.

В самом бою стороны не потеряли ни одного корабля,убитых и раненых было больше с японской стороны -208 против 168.

Русская эскадра имела объективные шансы на успех- прореживание японской эскадры в "черный день 15 мая" сравняло силы.Но по итогу победа осталась за Того. Порт-Артурская эскадра лишилась трех крупных кораблей,а очередная неудача породила у многих офицеров апатию.

В этом бою IJN Shikishima потерял одно 305-мм орудие, а также получил несколько попаданий снарядами малого калибра. По официальной версии, потерь на броненосце не было.

-14

Цусима

Пока 2-я Тихоокеанская эскадра неспешно продвигалась к цусимскому проливу, к весне 1905 года на всех японских броненосцах провели ремонтные работы. Была увеличена ёмкость орудийных погребов, вместо 90 снарядов теперь можно было загрузить 110 снарядов главного калибра, для каждого орудия. Изменился и состав боекомплекта, теперь основную часть составляли фугасные снаряды. Часть вспомогательной артиллерии была оснащена новыми прицелами, установлены новые дальномеры.Японским флотом 25 апреля 1905 года были проведены крупные артиллерийские учения. Броненосцы вели стрельбу на ходу с расстояния 1,5 - 3 км практическими снарядами и уменьшенными зарядами по острову длиной 30 метров и высотой около 12 метров. Все броненосцы произвели по 8 выстрелов из главного калибра. Орудия броненосца IJN Shikishima поразили цель шесть раз. 152-мм орудия броненосца произвели 84 выстрела, из которых успешными оказались 56. Качество стрельбы определялось не только мастерством обслуги, но и качеством боеприпасов - только на IJN Shikishima они были новыми.Через 10 дней броненосец повторно участвовал в стрельбах. На этот раз стрельба велась с расстояния 5 км. На этот раз из четырёх 305-мм снарядов ни один не попал, а из пяти 152-мм зафиксировано два попадания.

-15

Со времени сражения в Жёлтом море состав Первого броненосного отряда не изменился. Отряду надлежало сыграть решающую роль в предстоящем Цусимском сражении. Это сражение 27 мая 1905 года, стало решающим и завершающим в Русско-Японской войне.

Японские броненосцы выдержали основную артиллерийскую дуэль с эскадрой Рожественского. IJN Shikishima произвел 74 выстрела из главного калибра, 1395 выстрелов из 152-мм орудий и 1272 выстрела из 76-мм.

-16

IJN Shikishima получил 11 попаданий, из которых одно 305-мм и одно 254-мм снарядами три – 152-, четыре 75-мм и несколько неустановленного калибра.

305-мм снаряд, попавший между 14 ч 42 мин и 15 ч в каземат 152-мм орудия № 6, взорвался в офицерском отделении. Взрывом повреждена часть брони, выведен из строя элеватор.

152-мм снаряд попал в нижний край каземата №6 и взорвался внутри него. В результате взрыва шесть человек погибли и 16 получили ранения. Также вышел из строя элеватор подачи снарядов, но само 152-мм орудие не пострадало.

Ещё один 152-мм снаряд пробил броню правого борта в районе ватерлинии не взорвавшись. Незначительные повреждения нанесли и остальные попадания.

В 18 ч 17 мин снаряд попал в фок-мачту.

-17

Одно из наибольших повреждений произошло в результате преждевременного разрыва снаряда в стволе 305-мм орудия носовой башни. Левое орудие вскоре возобновило стрельбу, а у правого был оторван ствол на 1,5 м и разрушен противооткатный механизм. Это происшествие произошло во время 11-го выстрела в 15:57.

Потери экипажа во время Цусимского сражения составили 13 убитых и 24 раненых. По другим данным ранено 20 (некоторые скончались от ран), убито – 6 человек.

Русско-японская война завершилась гибелью почти всего Балтийского и Тихоокеанского флотов Российской империи.

-18

В связи с аварией на IJN Mikasa, на императорском смотре 14 октября 1905 года в честь победы Японии над Россией, роль флагмана выполнял эскадренный броненосец IJN Shikishima.

-19
-20

Объединенный флот был расформирован 20 декабря 1905 года, а вместо него опять созданы Первая и Вторая эскадры и два отряда. Когда в составе японского флота появились броненосцы IJN Kashima и IJN Katori, а затем и другие современные линкоры, броненосцы начала века стали терять свою боевую ценность. Чаще всего они выполняли роль учебных артиллерийских кораблей. Во время первой мировой войны IJN Shikishima нес службу по охране базы в Сасебо,в 1916-18 гг входил в состав 2-й и 5-й эскадр. В 1919 году броненосцу провели капитальный ремонт и с 1 сентября 1921 переклассифицировали в броненосцы береговой обороны 1 класса.

HIJMS_Shikishima-1920s
HIJMS_Shikishima-1920s

IJN_Shikishima_после_разоружения
IJN_Shikishima_после_разоружения

С 1921 по 1923 год он использовался как учебный корабль для экипажей подводных лодок.По условиям Вашингтонского договора в 1922 году с броненосца было снято всё вооружение . 01.04.1923 г. “Сикисиму” исключили из списков кораблей флота .

Сам корабль использовали как транспорт и блокшив вплоть до 1945 года. На металл его разобрали в 1948.

-23

Благодаря инициативе и боевой дерзости капитана Иванова поголовье японских броненосцев сократилось на треть,два из шести ушло на дно Желтого моря. Отсутствие противоминной защиты оказалось ахиллесовой пятой японцев.Хотя ,с другой стороны,они и не возили полсотни своих мин на борту.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.