Эта церковь Неаполя - шедевр деятельности и творчества Доменико Антонио Ваккаро, который сделал ее одним из самых выдающихся образцов сакральной архитектуры начала восемнадцатого века, а также совместил с зарождающимся барокко.
Церковь стоит на вершине первой половины переулка, выходящего на Виа Толедо, на перекрестке улицы, которая называется «Concezione a Montecalvario», когда-то носившей имя «Salita dell'Imbrecciata».
С вершины горы Монтекальварио можно подойти к церкви с севера, а также с близлежащей виа Жирарди, на которой находится дворец графа Магнокавалло - историческая резиденция семьи Ваккаро.
Церковь неоднократно реставрировались. Последний раз после землетрясения 1980 года.
История и архитектура церкви Консеционе в Монтекальварио
Монументальная церковь выполнена из цельного мрамора и является полностью результатом изобретательности Ваккаро, который создал её в 1720 году вместе с королевскими инженерами Джузеппе Луккезе и Филиппо Маринелли. Церковь обильно покрыта лепниной и украшениями, но умеренно, не утяжеляет сценографию и оригинальную живописную концепцию.
Церковь Concezione в Монтекальварио была возведена на месте ранее существовавшей церкви, еще меньшей по размеру и явно отличавшейся от нынешней, которая была в 16 веке, построена на участке земли, купленном за счет дохода, полученного от Real Casa dell'Annunziata и переданного в управление францисканцам.
- Длина большой оси церкви 35 метров,
- 29,50 высота от пола до северной точки внутренней части купола,
- 32.50 м до вершины купола.
- Ширина арок 19 метров,
- Внутренний диаметр у основания купола 11,55 м.
- в то время как наружний диаметр составляет 14,20;
- внутри ставни больших окон купола кажутся обрезанными под углом 95°, то есть они имеют так называемое переменное направление, солнце светит в них в разное время дня, перемещаясь с востока на запад, так что объем церкви кажется освещенным все время.
Яркость и тени чередуются в хитроумной и причудливой игре света. В этой церкви, как и во всех других церквях того времени, они объединяются, чтобы создать внутри сценографические эффекты, являющиеся одними из величайших шедевров авторов искусства барокко.
Церковь представляет собой планиметрическую застройку, в которой ясно проявляется намерение Ваккаро слить центральный план с существовавшим ранее удлиненным. Храм поставлен не на овальную форму, как это кажется, а на прямоугольник с закругленными углами. такая же геометрия пространства расположена на куполе, который имеет не эллиптическую или полицентрическую форму, как может показаться, а прямоугольную, в котором углы заменены полу круглыми арками. В результате чего купол разделен на восемь сегментов, каждый имеет центральное окно.
Внешне купол имеет искусный переход от вершины к продолговатой формы фундаменту, построенного до 1560 г.
Удлиненная форма центральной части базилики привела видение пространства художника Доменико Антонио Ваккаро к необычным трапециевидным формам, которые он использует для поиска оригинальных решений с помощью наклонных сводов, на которых стоят четыре хора.
Оснащенная притвором, заключенным между двумя боковыми нишами, церковь также имеет две часовни на концах поперечины греческого креста и четыре меньшие часовни в промежутках между концами двух ветвей.
Внизу находится главный алтарь
Часовни соединены большой галереей, которая окружает восемь пилонов, , поставленных близко друг к другу попарно и поддерживающих купол. Высота четырех сводов на плечах креста связана с основным куполом четырьмя перемычками необычной формы.
Снаружи фасад церкви, очень хорошо сохранившийся, играет на эффекте светотени, создаваемом гораздо нанесенной позднее штукатуркой и пилястрами восемнадцатого века, пестрыми и смешанно-линейными рамами, увенчанными оригинальной большой аркой.
Справа от главного алтаря большое помещение, перекрытое ребристым сводом, сообщается с основной частью базилики через богатую бронзовую решетку, снабженную деревянной дверью с замком. Через нее монахини пристроенного монастыря могли посещать богослужения.
На двух панелях, расположенных по бокам стола у главного алтаря, есть инкрустация с изображением Меркурия и башен замка на красном поле: это благородный герб св. Марии Розалии Меркурио , которая, благодаря ее набожности и личной щедрости, в 1725 году, когда она была настоятельницей соседнего монастыря, построила главный алтарь.