Найти тему
Оружие и техника

Зачем кабину Катюши закрывали бронелистами

В комментариях к одной из статей промелькнул вопрос: "Зачем кабины "Катюш" закрывали бронелистами, если эти машины действовали вдали от противника и вроде как защищать водителя не от чего?".

Действительно, все машины БМ-13 оснащались такой защитой. Обычно она монтировалась на петлях и в походном положении откидывалась на крышу кабины, а в боевом опускалась на лобовое стекло.

Сначала разберемся с небольшой путаницей, которая часто возникает вокруг "Катюш". Сама по себе "Катюша" или БМ-13 - это комплекс из пусковой установки М-13 и шасси.

За годы войны "Катюши" выпускались на более чем 15 вариантах шасси. В 1941 году пусковые установки монтировались на отечественные грузовики ЗИС-5 и ЗИС-6 и на гусеничные тягачи СТЗ-5-НАТИ. А начиная с 1942 преимущественно использовались поставляемые по Ленд-лизу машины. 54% всех БМ-13 в качестве шасси использовали американские грузовики Studebarker US6:

-2

Вышеупомянутые щиты монтировались на все БМ-13 независимо от шасси и служили не для защиты от врага, а для защиты кабины машины от собственных снарядов.

-3

Пуск снаряда сопровождается выбросом мощной газовой струи. По хорошему, она не должна задевать кабину, однако периодически происходили неудачные запуски из-за брака снарядов. В таком случае он падал перед машиной, обдавая ее струей газов.