- Почти 70 лет истории мотоцикла Ява.
История мотоцикла Ява начинается в 1929-м году, когда Франтишек Янечек, инженер и владелец военного завода, прорабатывает прототип мотоцикла Wanderer, объемом 500 кубических сантиметров, с одним лицензированным цилиндром. Однако, обладая интересными аксессуарами, этот прототип потерпел неудачу на рынке. Успех пришел после выпуска модели “175”, более миниатюрной и дешевой, которая, выпускаемая до 1946-го года, был спроектирована инженером Джорджем-Вильямом Пакеттом и оснащена английским двигателем Villiers.
После успешной модели “175” на рынке появилась модель “350 SOHC”, которая считалась более передовой по сравнению с другими мотоциклами того времени. Следующие две модели, первый спортивный прототип с двигателем SOHC объемом 500 кубических сантиметров в 1935-м году и Robot в 1937-м, тоже пользовались большим успехом.
После войны, в конце 1940-х годов, когда завод был национализирован, на рынок были выпущены еще две модели: одноцилиндровый Perak (250 кубических сантиметров) и “Модель 12” с двумя цилиндрами (350 кубических сантиметров), с однотипным дизайном. Его, без преувеличения можно назвать удачным очень даже успешным, потому что модели, похожие на Perak, производятся до сих пор в Индии и Китае, а “Модель 12” была почти полностью скопирована авторами другого чехословацкого мотоцикла.
В 1950-1960-е года Ява концентрируется на производстве спортивных прототипов. Наиболее успешными являются модели:
• “Z-15”, выпущенная в 1955-м году;
• 350 GP, увидевшая свет в 1968-м.
Настоящим “мотоциклом-убийцей” стала четырехцилиндровая “Модель 673” (80 лошадиных сил, 270 километров в час в последней версии 1971-го года). Качество стали, которая использовалась для производства двигателей модели, была очень низкой. Они стали причиной множества аварий, в том числе и со смертельным исходом (самая нашумевшая – смерть известного английского гонщика Билла Айви). Несмотря на то, что усовершенствованный двигатель V4 с жидкостным охлаждением и оснащенный вращающимися клапанами (технология, используемая и MZ) были очень даже конкурентоспособными, частые аварии предыдущего прототипа привели к падению популярности производителя на западном рынке. Последней моделью чехословацкой Явы участвующей в соревнованиях GP стала модель 250 кубических сантиметров 1976-го года.
Модель 250 Junior, одноцилиндровая, двухтактная и с воздушным охлаждением, использовалась в восточноевропейских странах для частных конках, а в соревнованиях эндуро принимали участие модели 250, 350 и 400 кубических сантиметров и доминировали там на протяжении нескольких лет. Один из самых известных прототипов эндуро, произведенных на заводе Ява, является модель 1989-го года, “560 Enduro”, с четырехтактным двигателем Rotax, вместимостью 600 кубических сантиметров, 4-мя клапанами и воздушным охлаждением.
Настоящую сенсацию произвели мотоциклы Ява 500 “speedway”, 1982-го года выпуска. Тремя годами раньше, в 1979-м, запущена серия “350”, которой суждено дольше всех просуществовать, а в 1984 – модель 500 кубических сантиметров, с превосходным двигателем и карбюратором, расположенным в верхней его части, а не за цилиндрами, что позволяло освободить больше места для ног водителя. К сожалению прототип не был пущен в массовое производство и был заменен моделью 500 R с одноцилиндровым двигателем Rotax.
В 90-е годы 20-го столетия завод входит со старой советской моделью “350”, во всех возможных ее вариантах: чоппер, эндуро, спорт и даже трициклет. И это было агонией - во второй половине 1990-х предприятие обанкротилось и было продано за 35000 долларов.