Как влияет на рынок недвижимости технический прогресс?
С первого взгляда вроде никак. Ну, появился интернет, «умные дома», ну и что? Города продолжают укрупняться, многоэтажки растут в высь, автомобильные пробки – в длину.
Но определенные тенденции смены направлений уже на лицо. Нужно только внимательно посмотреть. А футурологи – те вообще утверждают, что перемены будут очень серьезными, но сейчас только готовятся условия для них.
А когда технический прогресс менял рынок недвижимости вообще?
Когда появилось и стало внедряться электричество. Появились лифты, стало возможно массовое строительство многоэтажных домов. В тот момент это пришлось очень кстати, поскольку нужно было концентрировать рабочую силу в городах. А тут такие замечательные возможности для организации, так сказать, складов это самой рабсилы.
К чему готовиться теперь?
Представьте, что вы можете купить дом, примерно как автомобиль, и поместить его в любом относительно обжитом месте планеты, для климата которого он приспособлен. И полноценно там жить.
Полноценно, это не просто с электричеством, горячей водой и туалетом. У вас будет широкополосный интернет, и из ближайшего населенного пункта вам привезут все, что вам нужно. Ну, разве что стоимость доставки будет колебаться в зависимости от места, климата и государства.
Впрочем, сравнение с автомобилем тут не совсем корректно. Думаю, точнее будет аналогия с кораблем. Вы сможете купить себе простой типовой катер или заказать постройку эксклюзивной яхты. Единственный минус всех этих аналогий, ваш дом, видимо, не будет летать или плавать. Вероятно, будет выгодно собрать его в конкретном месте, а потом, если он не будет сделан полностью из экологически чистых материалов, после эксплуатации его будет проще утилизировать, чем перенести в другое место или перестроить.
Хотя всякое может быть. Есть автомобили, которые живут долго и становятся антикварными, а есть массовые модели, которые в большинстве случаев проще утилизировать, чем хранить. Например, автомобиль Вольво. Известно, что, если взять все авто этой марки, выпущенные с 1926 года, т.е. с того года, когда они стали появляться на свет, то оказывается, что 70% из них находится в рабочем состоянии. Во всяком случае, на их родине в Швеции, хотя во дворах там и можно увидеть заросшие бурьяном машины этой марки. А, если кинуть взгляд на Роллс Ройс или Бентли, то процент машин в работоспособном состоянии будет еще больше.
Но суть не в этом. Суть в другом. Если вы представите себе такую ситуацию с домами-яхтами, где вы предпочтете жить?
Ваши ответы, разумеется, буду зависеть от многих вещей. От возраста, стиля жизни и других факторов, коих, на самом деле, множество. Поэтому и предпочтения будут разными. Важно, что в центре большого города предпочтут жить далеко не все, а в спальных районах, густо застроенных многоэтажками - совсем мало людей.
Сейчас существенная часть жизни переходит в сеть, в виртуал. Люди общаются друг с другом не вживую, а через социальные сети и мессенджеры, и даже в кафе чаще уже сидят не друг с другом, а с ноутбуками и смартфонами. Территориальная близость еще очень важна, но ее значение падает. Иногда – с точки зрения тех же эпидемий и пандемий – компактное нахождение рядом со многими людьми это еще и риск. А, если доступ к инфраструктуре будет одинаков на больших территориях, то, собственно, именно эта территория уже и будет по факту городом.
Что из этого следует? С одной стороны, в виртуале человек может сидеть и в стоэтажном человейнике, и в небольшой палатке на берегу озера. Значение будет иметь стоимость владения. В которую следует включать и стоимость реновации. А стоимость содержания метра стоэтажного здания существенно больше метра палатки. О реновации мы даже не будем говорить.
Города начнут большими темпами распространятся вширь. Уже сейчас такие страны как Бельгия, Голландия и даже Чехия и Словакия по многим параметрам имеют довольно однородную структуру. Желающие углубиться в тему, могут почитать Кьела Нордстрема. Погуглите, очень рекомендую. Но что важно для нас, людей, решающих вопросы с недвижимостью?
Важно, что территории будут как бы осваиваться заново. Такие территории будут формироваться, отталкиваясь от уже существующих городов, как от материнской субстанции. Уже сейчас так осваивается Московская область, и мы видим, что процесс переходит на соседние территории.
Разумеется, будут важны дороги. Но уже сейчас доставлять почту и мелкие посылки вполне себе могут дроны. Технически это уже возможно. Но я бы не хотел уходить совсем в футурологию. Нам важны фундаментальные тенденции. И, если выбирая себе джинсы или кроссовки мы можем смело эти тенденции игнорировать, вкладываем деньги в недвижимость мы все-таки не на один сезон, и все эти вещи нужно хотя бы иметь в виду. Помните, ипотеку люди выплачивают значительную часть своей жизни, причем той ее части, которая, является наиболее продуктивной и интересной.
Ну, и, разумеется, будущее – оно, так сказать размыто. И, чаще не в лучшую сторону. Мы предполагаем одно, а происходит другое. Можно ставить перед собой великие цели, но из этого совсем не вытекает, что не следует трезво относиться к себе. Например, посмотрев на то, что вы делали 10 лет назад, вы примерно можете рассчитать, насколько другим вы будете через тот же промежуток времени. Меняется мир, и меняемся мы сами, и этот темп изменений нужно учитывать.
И еще нужно понимать, что с типом жилья, но и с территориями не все так просто. Везде есть свои особенности. Думаю это понятно. И хорошее будущее у тех территорий, где процент адекватных человеческих действий будет больше. И конечно, не все люди смогут перемещаться туда, куда им взблагорассудиться. Но если мы сравним, сколько фрилансеров было, скажем, лет 20 назад и сколько их сейчас, мы увидим Тенденцию. И эта тенденция будет однозначно с большой буквы. Поэтому я все это здесь и пишу. Понимание, в каком мире мы живем, и куда он движется, имеет большой практический смысл.