Читаю комментарии с благодарностью и тревогой. Пишут родители, учителя, и видимо, даже чиновники системы образования. Проблема школы волнует многих из нас, она болит, очень. Но есть вещь, которая тревожит более, чем школа. Это обучение и то, что в педагогике принято называть воспитанием… Обратите внимание на красоту этого слова – “вос-питание”, “вспитывание ребёнка”. Об этом в комментариях упомянул только один (!) учитель.
“То есть как?” – скажет читатель, “Разве школа не призвана обучать и воспитывать?” Так и хочется добавить перевод подтекста вопроса – “Разве школа не является универсальной таблеткой от этой головной боли?” Это было бы удобно, мы все так привыкли покупать готовые решения, “под ключ”, “чтоб не парится – сдал ребёнка в школу, и всё! У меня работа, кухня… и личная жизнь, в конце концов!”
Понимаю, что выскажу не очень популярное мнение, но честное, и думаю, если читатель будет честен сам с собой, то согласится, что тема школы волнует нас всех так именно поэтому. Мы, и не без оснований, и особенно родившиеся в СССР, привыкли доверять социальным государственным институтам – больницам, школам, милиции и теперь нам больно видеть, как все эти отлаженные механизмы рушатся, нет больше таких социальных таблеток, нет больше доверия к тем институтам, на которых висят знакомые нам вывески.
Возможно, в каком-то будущем и сформируются вновь подобные системы образования, здравоохранения, правопорядка, но сейчас мы все видим, что они не работают в таком комплексном режиме, они не дают законченных решений “под ключ”. Раньше система образования гарантировала и воспитание “достойного гражданина страны” и его трудоустройство. Сейчас такие слова вызывают только грустную улыбку.
Так вот, тревожит то, что люди до сих пор этого не понимают, они до сих пор верят, что школа + вуз = воспитание + образование + трудоустройство. Они штурмуют крепости, в которых давно уже нет того, что им нужно, теряя время и… теряя своих детей.
На самом деле, дети учатся, прежде всего, в семье, в общении с родителями. Семья важнее любой школы. И то, как работает эта школа, зависит только от нас с вами. Я не открываю Америки, я лишь хочу обратить внимание на это, потому что, работая с детьми в семьях, я вижу, как часто упускается этот важнейший момент. Все “пляшут” вокруг школы, всё детство ребёнка вертится вокруг неё, высокие оценки любой ценой, но это не правильно. Центром детства должен стать Ребёнок, а не школа. Вот что важно – сместить акценты, приоритеты. И тогда, мир Вашего ребёнка начнёт меняться. Вы заметите, что система образования и воспитания – это огромный мир и не стоит его сужать до рамок государственных стандартов.