Найти тему
О Москве нескучно

Комсомольский проспект: от бараков и военного плацдарма до элитной магистрали

Оглавление

Почему проспект решили строить именно здесь? Какие безумные варианты планировки предлагали архитекторы? Неужели и правда хотели сделать каналы и дворцы, как в Венеции? Что строители так и не смогли снести во время прокладки магистрали? И почему проспект называется "Комсомольским"? Об этом и не только расскажу сегодня.

Архитектурное безумие

Впервые о строительстве нового проспекта заговорили ещё в 1930-х годах. Нужно было проложить магистраль от строящегося тогда Дворца Советов на Юго-Запад Москвы. Изначально проспект хотели разместить между двумя улицами - Остоженкой и Пречистенкой, а значит - снести всю историческую застройку.

Так выглядела местность, где сейчас располагается стадион "Лужники", 1938-1941.
Так выглядела местность, где сейчас располагается стадион "Лужники", 1938-1941.

Особо смелые архитекторы предлагали сделать будущую трассу шириной аж в целых 200 метров. Но, конечно, для того времени это было мероприятие неуместное и очень дорогое. Поэтому от идеи отказались. Вообще предложений по облику проспекта высказывали очень много.

Например, архитектор Д.Ф. Фридман хотел превратить будущую магистраль в нечто, похожее на Венецию. Причём каналами полёт мысли не ограничивался. Предлагалось и дома построить в стиле венецианских палаццо. Воробьёвы горы, которые явно не вписывались в эту архитектурную феерию, Фридман предлагал просто срезать.

Комсомольский проспект по проекту Д.Ф. Фридмана.
Комсомольский проспект по проекту Д.Ф. Фридмана.

Г.Т. Крутиков хотел сделать планировку берега Москвы-реки со стороны Воробьёвых гор в форме пятиконечной звезды. В неё должны были соединиться 10 разных магистралей. Правда, где они начинались и куда вели, архитектор как-то не придумал.

Проект Г.Т. Крутикова.
Проект Г.Т. Крутикова.

Помимо этих проектов, было много других, не менее ярких. Например, вот такой.

-4

Зачем был нужен проспект?

Многочисленные архитектурные изыскания ни к чему не привели. Позже началась Великая Отечественная война. Было как-то не до благоустройства. Поэтому к идеи строительства проспекта вернулись лишь в 1950-х годах.

К тому времени на Воробьёвых горах появилось Главное здание МГУ им. Ломоносова. Рядом началось строительство нового жилого района. Поэтому возникла необходимость проложить магистраль, которая бы соединила научный центр Москвы с центром историческим.

Вот, что находилось примерно на месте будущего Комсомольского проспекта, недалеко от 1-й Фрунзенской улицы, 1954-1955.
Вот, что находилось примерно на месте будущего Комсомольского проспекта, недалеко от 1-й Фрунзенской улицы, 1954-1955.

К тому же, с другой стороны Москвы-реки уже возвели стадион "Лужники", а также жилые кварталы домов на Фрунзенской набережной. Поэтому вопрос о прокладке проспекта был уже, можно сказать, делом решённым. Но перед строителями возникла серьёзная проблема: слишком крутой противоположный берег с Воробьёвыми горами.

Они были слишком высокими для строительства обычного моста. Пришлось бы делать под сильным углом. Машины не смогли бы доехать до конца. Ещё в 1930-х предлагали много вариантов, вплоть до моста с въездами в форме спиральных пандусов. Представляете, какие пробки могли бы быть сейчас из-за этого? Проблему смогли решить с помощью Лужнецкого моста. Он соединил в себе автомобильную магистраль и рельсы метро.

Вариант моста архитектора К.С. Мельникова, 1935.
Вариант моста архитектора К.С. Мельникова, 1935.

Почему проспект кривой в начале?

Будущий проспект решили сделать продолжением улицы Остоженки. Тогда в том месте располагалась улица Чудовка, Несвижский переулок и Фрунзенский плац.

Строителям предстояло снести много жилых кварталов. В основном малоэтажную застройку чем-то похожую на трущобы. Однако встречались и ценные сооружения. Например, церковь Николы в Хамовниках.

Поскольку её возвели в конце 17 века, то она представляла большую архитектурную ценность. Прежде всего, за счёт яркого декора. Но была у храма и неприятная для строителей деталь - колокольня. Дело в том, что она стояла под углом (как Пизанская башня). Из-за этого рабочие не могли перенести сооружение - боялись, что развалится в середине "путешествия".

Пришлось менять планировку проспекта, чтобы он огибал храм. Именно поэтому Комсомольский не полностью прямой в самом начале. Посколько прокладка проезжей части и коммуникации проходила достаточно быстро, уже в 1958 году вдоль магистрали начали возводить дома.

Комсомольский проспект, 1962.
Комсомольский проспект, 1962.

Поскольку застройка велась в разные периоды, то архитектура проспекта отличается. В начале располагаются типовые хрущёвские дома. Далее можно увидеть кварталы сталинских зданий. А завершается проспект блочными сооружениями, похожими на сталинские. Это были попытки создать типовой вариант серийного дома для массового строительства.

Комсомольский проспект, первые дома справа и слева блочные, фото 1962-1964.
Комсомольский проспект, первые дома справа и слева блочные, фото 1962-1964.

Почему "Комсомольский"?

Своё название проспект получил в 1958 году. Тогда отмечали 40-летний юбилей ВЛКСМ. Поскольку комсомольцы активно участвовали в работах по благоустройству магистрали, а также стадиона "Лужники", то проспект решили назвать в их честь.

Комсомольский проспект в наше время, фото из открытых источников.
Комсомольский проспект в наше время, фото из открытых источников.

В целом, Комсомольский получился довольно удачным. Он не выглядит таким оживлённым и масштабным, как Ленинский или Кутузовский. Однако выглядит очень уютным и приятным. Может, это моё субъективное впечатление, но здесь не так уж и шумно, по сравнению с другими магистралями столицы

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!