Почему проспект решили строить именно здесь? Какие безумные варианты планировки предлагали архитекторы? Неужели и правда хотели сделать каналы и дворцы, как в Венеции? Что строители так и не смогли снести во время прокладки магистрали? И почему проспект называется "Комсомольским"? Об этом и не только расскажу сегодня.
Архитектурное безумие
Впервые о строительстве нового проспекта заговорили ещё в 1930-х годах. Нужно было проложить магистраль от строящегося тогда Дворца Советов на Юго-Запад Москвы. Изначально проспект хотели разместить между двумя улицами - Остоженкой и Пречистенкой, а значит - снести всю историческую застройку.
Особо смелые архитекторы предлагали сделать будущую трассу шириной аж в целых 200 метров. Но, конечно, для того времени это было мероприятие неуместное и очень дорогое. Поэтому от идеи отказались. Вообще предложений по облику проспекта высказывали очень много.
Например, архитектор Д.Ф. Фридман хотел превратить будущую магистраль в нечто, похожее на Венецию. Причём каналами полёт мысли не ограничивался. Предлагалось и дома построить в стиле венецианских палаццо. Воробьёвы горы, которые явно не вписывались в эту архитектурную феерию, Фридман предлагал просто срезать.
Г.Т. Крутиков хотел сделать планировку берега Москвы-реки со стороны Воробьёвых гор в форме пятиконечной звезды. В неё должны были соединиться 10 разных магистралей. Правда, где они начинались и куда вели, архитектор как-то не придумал.
Помимо этих проектов, было много других, не менее ярких. Например, вот такой.
Зачем был нужен проспект?
Многочисленные архитектурные изыскания ни к чему не привели. Позже началась Великая Отечественная война. Было как-то не до благоустройства. Поэтому к идеи строительства проспекта вернулись лишь в 1950-х годах.
К тому времени на Воробьёвых горах появилось Главное здание МГУ им. Ломоносова. Рядом началось строительство нового жилого района. Поэтому возникла необходимость проложить магистраль, которая бы соединила научный центр Москвы с центром историческим.
К тому же, с другой стороны Москвы-реки уже возвели стадион "Лужники", а также жилые кварталы домов на Фрунзенской набережной. Поэтому вопрос о прокладке проспекта был уже, можно сказать, делом решённым. Но перед строителями возникла серьёзная проблема: слишком крутой противоположный берег с Воробьёвыми горами.
Они были слишком высокими для строительства обычного моста. Пришлось бы делать под сильным углом. Машины не смогли бы доехать до конца. Ещё в 1930-х предлагали много вариантов, вплоть до моста с въездами в форме спиральных пандусов. Представляете, какие пробки могли бы быть сейчас из-за этого? Проблему смогли решить с помощью Лужнецкого моста. Он соединил в себе автомобильную магистраль и рельсы метро.
Почему проспект кривой в начале?
Будущий проспект решили сделать продолжением улицы Остоженки. Тогда в том месте располагалась улица Чудовка, Несвижский переулок и Фрунзенский плац.
Строителям предстояло снести много жилых кварталов. В основном малоэтажную застройку чем-то похожую на трущобы. Однако встречались и ценные сооружения. Например, церковь Николы в Хамовниках.
Поскольку её возвели в конце 17 века, то она представляла большую архитектурную ценность. Прежде всего, за счёт яркого декора. Но была у храма и неприятная для строителей деталь - колокольня. Дело в том, что она стояла под углом (как Пизанская башня). Из-за этого рабочие не могли перенести сооружение - боялись, что развалится в середине "путешествия".
Пришлось менять планировку проспекта, чтобы он огибал храм. Именно поэтому Комсомольский не полностью прямой в самом начале. Посколько прокладка проезжей части и коммуникации проходила достаточно быстро, уже в 1958 году вдоль магистрали начали возводить дома.
Поскольку застройка велась в разные периоды, то архитектура проспекта отличается. В начале располагаются типовые хрущёвские дома. Далее можно увидеть кварталы сталинских зданий. А завершается проспект блочными сооружениями, похожими на сталинские. Это были попытки создать типовой вариант серийного дома для массового строительства.
Почему "Комсомольский"?
Своё название проспект получил в 1958 году. Тогда отмечали 40-летний юбилей ВЛКСМ. Поскольку комсомольцы активно участвовали в работах по благоустройству магистрали, а также стадиона "Лужники", то проспект решили назвать в их честь.
В целом, Комсомольский получился довольно удачным. Он не выглядит таким оживлённым и масштабным, как Ленинский или Кутузовский. Однако выглядит очень уютным и приятным. Может, это моё субъективное впечатление, но здесь не так уж и шумно, по сравнению с другими магистралями столицы
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!