Найти в Дзене
Иль Аб.

Церковный Собор, на котором православные иконы признали идолами и запретили их почитание

Церковных соборов за все существование христианство проведено несколько десятков. Часть из них признается и католичеством и православием. Часть только той или иной конфессией. Но, имеются несколько соборов, которые ныне не признаются ни одной церковью, им впоследствии дано общее название – разбойничьи соборы. Вот об одном из них и пойдет далее речь.

Из Яндекса. Иконоборческий Собор. миниатюра из Хлудовской псалтыри.
Из Яндекса. Иконоборческий Собор. миниатюра из Хлудовской псалтыри.

Иерийский или Константинопольский собор, также позже прозванный Иконоборческим собором, состоялся в 754 г. Инициатором собрания высшего духовенства стал византийский император Константин V. А местом собрания иерархов стал один из императорских дворцов, расположенный в Иерии (на тот момент пригород Константинополя на азиатском берегу Босфора).

Данный собор известен тем, что на нем были вынесены решения, осуждавшие почитание икон в христианстве.

На собор съехались 338 епископов. И заседали они полгода (с 10 февраля по 8 августа). Последнее заседание собора произошло во Влахеренской церкви Пресвятой богородицы, из которой на тот момент были вынесены все иконы.

На тот момент престол патриарха Константинопольской (Восточной) церкви был свободен и по настоянию императора собор выбрал новым патриархом епископа Силлейского Константина.

После многодневных споров и обсуждений император смог убедить собравшихся епископов вынести осуждение иконопочитанию. На данном соборе участниками были утверждены следующие догматы:

  • Иконы с этого времени прировнять к идолам;
  • Всех, поклоняющихся иконам, предать анафеме. Под анафему попал и патриарх Герман I Константинопольский.

При этом почитание святых было признано богоугодным делом. А тем, кто «не просит молитв у них, как у имеющих дерзновение, согласно церковному преданию, ходатайствовать о мире», объявили анафему.

27 августа 754 г. на константинопольском ипподроме был торжественно провозглашен орос собора, в котором указывалось следующее:

  • «Итак, будучи твердо наставлены из богодухновенных Писаний и отцов, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, мы все, облеченные саном священства, во имя Святой Троицы пришли к одному убеждению и единогласно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писаная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей. Она чужда им и заслуживает презрения».
  • «Никакой человек да не дерзает заниматься таким нечестивым и неблагоприличным делом. Если же кто-нибудь с этого времени дерзнет устроить икону, или поклоняться ей, или поставит её в церкви, или в собственном доме, или же скрывать её, таковой, если это будет епископ или пресвитер, или диакон, да будет низложен, а если монах или мирянин, то да будет предан анафеме, и да будет он виновен перед царскими законами, так как он противник Божьих предписаний и враг отеческих догматов».

Также на ипподроме византийского императора Константина V торжественно объявили 13-м апостолом и провозгласили анафему всем защитникам икон.

В оправдание своих действий участники собора ссылались на следующие тексты из Священного Писания – Иоанн 4:24; Иоанн 1:18; Иоанн 5:37; Иоанн 20:29; Втор. 5:8; Рим. 1:23, 24; Рим 10:17; 2Кор. 5:16.

Были также ссылки на речи отцов церкви, в оросе назывались имена следующих христианских святых – Епифаний Кипрский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Афанасий Великий, Амфилохий Иконийский, Феодот Анкирский, Евсевий Кесарийский и др.

Сами участники придали своему сборищу статус вселенского, но все его решения были отвергнуты Вторым Никейским Собором 787 г. а все его постановления были уничтожены. Их можно найти только в виде отдельных цитат в документах Второго Никейского Собора. На русском языке они имеются в 7 томе «Деяния Вселенских Соборов».

Как видите, отрицание икон частью христианских священников продолжалось всего 33 года.