Найти тему

Как на Запад угнали сразу три самолета

Когда в феврале 1948 года к власти в Чехословакии пришла компартия, то вскоре народ понял, что о довоенном сытом благополучии, когда страна входила в первую десятку наиболее развитых промышленных экономик мира, придется забыть.

От помощи США в виде участия в плане Маршалла Сталин уговорил отказаться, пообещав не менее щедрое содействие. Но сравнивать экономические и финансовые возможности послевоенного СССР и немало нажившихся на войне США было нелепо, вопреки пропаганде.

Главным критерием оценки человека, как и в СССР, в Чехословакии стала преданность режиму, а слишком умными и непокорными стали быстро наполняться тюрьмы, карьеры и урановые рудники.

С особым пристрастием органы госбезопасности относились к тем, кто в годы войны воевал в армиях западных держав. В основном это были чехословацкие летчики Королевских военно-воздушных сил Великобритании (Royal Air Force – RAF). Каждый из них по умолчанию считался завербованным агентом. Новые чехословацкие тайные службы успешно усваивали инструкции от ведомства Берии.

Понимая, что репрессии – дело скорого времени, многие из них решили эмигрировать. Но выехать из страны становилось все труднее, пока стало совсем невозможным. Из сохранившихся документов (многие были намеренно уничтожены) восстановлена печальная статистика: на границах было застрелено 374 человека, казнено по политическим мотивам 280 человек, по этим же причинам было осуждено около 250 тысяч человек, из них в лагерях и тюрьмах погибло до 7 тысяч человек. Успели эмигрировать 200-300 тысяч человек.

Не дожидаясь неминуемого ареста, и видя трагическую судьбу своих бывших однополчан, группа бывших летчиков RAF решила прорваться за границу. С международных авиалиний их уже перевели на внутренние линии по утрате доверия. Они знали, на каждого уже заведено дело. Нужно было решаться. Организатором побега стал 29-летний Вит Ангеттер, бывший пилот 312 истребительной эскадрильи RAF.

Выбрали три авиалинии – из Брно, Братиславы и Остравы в Прагу. На них летали американские «Дугласы» (Douglas DC-3 Dakota), в то время самые большие на внутренних авиалиниях, каждый брал 26 пассажиров. Наметили дату – 24 марта 1950 года, ровно 70 лет назад. Договорились угнать три самолета и посадить их на аэродроме американской авиабазы в Эрдинге недалеко от Мюнхена.

Чтобы отвести подозрения, жены летчиков купили билеты на свои девичьи имена. В день вылета Вит Ангеттер являлся вторым пилотом рейса, вылетавшего в 6.30 утра из Брно. В составе экипажа были и другие заговорщики – штурман-радист Камил Мраз и стюардесса Людмила Шкорпикова.

Командиром экипажа был Йозеф Клеснил, тоже бывший пилот RAF. Уже во время полета он согласился на угон самолета, поэтому проблем не возникло. Но для обеспечения ему алиби, чтобы мог потом вернуться за семьей, ему дали пару синяков. Позднее, после возврата домой, ему удалось вместе с семьей нелегально перейти через границу в Германию.

Механика, который был коммунистом, пришлось связать. Самолет успешно приземлился в Эрдинге. Несколько пассажиров не преминуло воспользоваться случаем, и тоже остались в Германии. В. Ангеттер затем служил в ВВС США, сотрудничал с ЦРУ. Умер в США в 2009 году.

В 6.39 утра из Остравы в Прагу вылетел второй самолет угонщиков. Пилотом здесь был член группы Ладислав Светлик, тоже бывший летчик RAF, и Виктор Попелка, летевший под видом пассажира. Здесь же была и Квета Долежалова с полугодовалым сыном, жена члена группы, вылетавшего из Братиславы. Все вышло удачно, остальные члены экипажа особо не сопротивлялись, им пригрозили оружием.

Впоследствии Попелка снова служил в RAF и также сотрудничал с ЦРУ. Умер в 1971 году в Лондоне. Светлик работал пилотом на гражданских авиалиниях Британии, а потом судьба его забросила в Новую Зеландию, где он умер в 2008 году.

В 7.29 утра должен был вылететь третий самолет – из Братиславы. Но из-за непогоды рейс задержали. К тому же контрольные органы долго изучали документы двух подозрительных пассажирок – Анны Вржановой, матери фигуристки Айи Вржановой, эмигрировавшей незадолго до этого, и Анны Догальской, вдовы казненного немцами участника сопротивления.

Ожидание вылета затянулось, заговорщики нервничали: если успеет появиться информация об угоне первых двух самолетов, вылет могут запретить. Наконец, самолет поднялся в воздух и набрал курс на Эрдинг.

Командиром экипажа здесь был тоже бывший пилот RAF Олдржих Долежал. Его сообщниками были второй пилот Борживой Шмид, штурман Станислав Шаха и механик Ян Краловански. Часть трассы проходила над австрийской территорией, над Линцем, тогда это была зона советской оккупации. Некоторое время чехословацкий самолет сопровождали американские истребители.

Долежал затем служил в гражданской авиации, сотрудничал с агентством Free Czechoslovakia Information Service. Умер в 1983 году. Шмид погиб в аварии в Англии в 1951 году. Шаха скончался в Калифорнии в январе 1986 года.

И в этом случае часть пассажиров затем осталась в Германии. Всего из 83 пассажиров трех самолетов остались в эмиграции 25 человек.

Наши публикации на исторические темы:

Как американцы бомбили Чехию

Как немцы не разобрались с итальянскими гранатами

Муссолини – ода чешским воякам

Ремагенский мост - бой под Прагой

Здесь размножали эсэсовцев

Дети Африки в Чехии. Неудавшийся эксперимент.

В Чехии обнаружили древнейшее в мире сооружение из дерева

Теперь мы знаем, где и когда собака стала другом человека

Автомобили-ветераны в Чехии

Лучше бы у барана осталось четыре уха

Выпяченная ширинка – писк моды

Чешский очевидец о власовцах в Праге

Месть хромой Герты: смерть 33 мужчин

Польша в 1938 году в роли Иуды

Бывший чехословацкий разведчик: «Советы нас продали Америке, никакой «бархатной» революции не было»