Создание русского миноносного флота произошло в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов,когда маленькие русские паровые катера начали топить турецкие броненосцы и пароходы шестовыми и самодвижущимися минами( первый в мире утопленник от торпеды-на счету русских моряков-черноморцев). После первого опыта с миноносцем "Взрыв",командование русского флота решило опираться на зарубежный опыт. Заказывали миноноски в Англии,Франции,а потом и в Германии.Французам,по причине весьма дружественных финансовых и военно-политических отношений,доставался всегда достаточно весомый кусок русских судостроительных заказов. Хотя ,надо признать,строили французы хорошо,быстро и на мировом уровне.
Первый заказ на 4 70-тонные миноноски французы получили еще в 80-х годах.В 1886 верфь Нормана пополнила русский флот двумя уже 100 тонными миносцами -"Свеаборг" и "Ревель".Следующий ,третий,заказ на торпедные корабли французам достался в рамках грандиозной морской программы 1898 года. Отечественные верфи не справлялись ,да и с новыми французскими технологиями интересно было познакомится. В апреле 1898 года французские заводы Нормана и общества "Форж и Шаньтье де ла Медитерранне" получили предложение построить несколько миноносцев для русского флота. Были выбраны наиболее опытные в производстве данного класса кораблей французские верфи.
Норману предлагалось сделать заказ "по тем же условиям, что для французского флота, но с артиллерийским орудием калибром не менее 75 миллиметров". "Форж и Шаньтье де ла Медитерранне" было предложено использовать в основе проекта техзадание МТК. За основу проекта были взяты французские миноносцы типа "Пик" . Внимание было уделено скорости(гарантировалось более 26 узлов,остойчивости,мореходности. В июне 1898 года МТК получило проекты и ввиду их почти одинаковости,рекомендовало на их основе сделать один-улучшенный.Доработкой занялся завод Нормана. Обсуждения деталей,доработки и изменения затянули процесс,французам в итоге удалось продавить заказчиков по принципиальным вопросам- количество 75 мм орудий уменьшилось на одно, из проекта убрали паровое отопление и запрет на использование дерева во внутренних помещениях.Иначе корабль не помещался в заявленные 300 тонн водоизмещения.
Ожюстин Норман в ходе личной встречи с генерал-адмиралом великим князем Алексеем Александровичем порешал все спорные вопросы и в начале ноября русский военно-морской атташе во Франции, капитан 2-го ранга С П. Шеин получает разрешение на заключение контракта с обоими заводами. Подписанный 5 декабря 1898 года, он предусматривал постройку двух истребителей миноносцев по цене 1 520 тысяч франков заводом Нормана и трех, по 1 510 тысяч франков, соответственно, заводом "Форж и Шантье". Их спецификации были полностью идентичны.
11 января 1899 года "нормановские" корабли зачислили в списки Российского флота как "Форель" и "Стерлядь", а начатые постройкой заводом "Форж и Шантье" — соответственно как "Осетр", "Кефаль" и "Лосось". По официальной классификации они числились истребителями(миноносцев),а с 1907 уцелевшие корабли были переклассифицированы в эсминцы.
9 марта 1902 года все "птичье- рыбьи" названия 43 миноносцев русского флота были заменены на "имена прилагательные". Новые имена получили и "французы": "Внимательный" ("Форель"), "Выносливый" ("Стерлядь"), "Властный" ("Кефаль"), "Внушительный" ("Осетр") и "Грозовой" ("Лосось"). "Рыбную "тему передали подводным лодкам,что в принципе логично.Эта традиция до сих пор действует в нашем флоте.
Постройка миноносцев традиционно затянулась. Завод Нормана подвели смежники по поставке никелевой стали и паровых машин. В результате, к 1 февраля 1900 года готовность кораблей по корпусу составила: для "Форели" 29,3 %, а для "Стерляди" 22 %. По ходу постройки пришлось отказаться от грот-мачты по причине "полной невозможности её установки". Завод предлагал отказаться и от установки на кораблях таранов, но МТК настоял на сохранении их "для тараненья миноносцев".Экипаж французы рассчитали в 6 офицеров, семь кондукторов и унтер- офицеров и 47 нижних чинов.
"Форель", "Осетр" и "Стерлядь" были спущены на воду, соответственно, 25 ноября 1900, 10 января и 23 февраля 1901 года. "Лосось" и "Кефаль" планировали спустить в мае,но из-за брака в силовой установке и забастовки на верфи "Кефаль" спустили 15 ноября 1901, а "Лосось" позднее всех — 26 февраля 1902 года.Уже в марте 1901 года прошли приёмные испытания первые три эсминца. Все три "испытуемых" легко развили контрактную скорость и превысили её, доведя до 28 узлов. Еще не выйдя в море, "Форель" потерпел аварию прямо в гавани Гавра. Переходя из одного заводского бассейна в другой, истребитель налетел на цепи разводного моста, по недосмотру не стравленные при разводке моста. Порвав цепи , намотав их на винт и погнув кронштейн гребного вала, корабль на две недели встал в сухой док. Мелкие неполадки в механизмах "Стерляди" и особенно "Осетра" задержали общий выход отряда в Кронштадт.
29 июня первым в Кронштадт пришел "Стерлядь". 11 сентября 1901 года из Гавра в Россию вышел "Осетр".На нем планировалось переправить,по пути в Порт-Артур ,в Гавр комплектующие для "Стерляди" и "Форели". А далее идти уже втроем.Но уже через полчаса машина "засвистела".Вскрытие показало- "… При осмотре отмечена общая небрежность сборки и следы невычищенного, при вводе машин, минерального масла. …Вообще, сама машина собрана и работает очень недурно, но вся арматура рыночной работы собрана небрежно, клапана и краны плохо притерты, а многие прямо со станка… " И далее- "Все трубопроводы бестолково расположены и крайне неудобны. В кочегарнях же трубопровод просто безобразен. Нет никакого сравнения с миноносцами завода Нормана, где всё удобно и с очень большим расчетом расположено, все клапаны и краны вполне доступны. На "Осетре" же, при остановках, когда приходится, пуская циркуляционную помпу, быстро закрывать задний клинкет холодильника, человеку приходится, лежа животом на трубе головой книзу и ногами кверху, в продолжение 2–3 минут вертеть маховик и при жаре в машине легко получить обморок от прилива крови к голове".
В итоге в Россию отправили "Форель" ,а остальные два "форжевских"истребителя оставили устранять недостатки в Гавре.Испытания же нормановских "Кефали", спущенной в Гавре на воду 16 ноября 1901 г., и "Лосося" начались только в январе 1902 г. И только к лету 1902 года, показав максимальную скорость 28 и 28,4 узла, соответственно, они закончили их 22 июня 1902 года — последние "форели" официально вступили в кампанию.
При этом шли постоянные задержки-то непрерывными мелкими авариями ,то с опреснителями не той системы,то со станками орудий,то с растаможкой снарядов. Однако несмотря на более чем годовую задержку в сдаче кораблей, Адмиралтейский Совет решил, что "казна убытков и затруднений не понесла", и постановил не начислять заводу штраф за "задержку". 26 июля 1902 г. "Властный" вступил в кампанию, имея на борту 57 человек экипажа (4 офицера, 12 унтер-офицеров и 41 матроса).
Кораблям хронически очень не хватало квалифицированных кочегаров и машинистов. На "Грозовом" ( "Лосось") по недосмотру пережгли трубки четвертого котла- обнаружив падение уровня воды в котле № 4, кочегарный квартирмейстер Зотов ничего не предпринимая, послал за кочегарным квартирмейстером Юрьевым. Юрьев послал за машинистом Ушановичем. Уже втроём убедившись в "падении уровня", они послали за судовым механиком Николаем Гебрихом. Ко времени прибытия последнего котел "благополучно" перегорел и вышел из строя. В Порт-Артур "Грозовой" и "Властный" вышли уже 24 сентября 1902 года. Сверх штата на борт "Властного" был принят заводской техник. В Палермо собрался весь отряд Ержиковича. С марта 1902 года три других эсминца без движения стояли там из-за постоянных поломок на "Внимательном" (Форель). В Пирее корабли "застряли" в очередной раз — теперь уже в ожидании отряда контр-адмирала Э.А. Штакельберга.
- «Внимательный» (до 9 марта 1902 г. — Форель ), Завод Нормана спущен 25 ноября 1900 г. Погиб (разбился на камнях) 14 мая 1904 г. у острова Мурчисон, Квантунский п-ов.
- «Выносливый» (до 9 марта 1902 г. — Стерлядь ), Завод Нормана спущен 23 февраля 1901 г. Погиб (подорвался на мине) 11 августа 1904 г. на внешнем рейде Порт-Артура (15 убитых. 7 раненых).
- «Внушительный»(до 9 марта 1902 г. — Осётр ), завод "Форж и Шантье" .спущен 10 января 1901 г. выбросился на берег в бухте Голубиная 13.02.04 г. и был расстрелян японским крейсером.
- «Властный» (до 9 марта 1902 г. — Кефаль ), завод "Форж и Шантье" спущен 15-16 ноября 1901 г. Вступил в строй 27 июня 1902 года. Перед сдачей Порт-Артура прорвался в Чифу. где был интернирован. После войны служил в Сибирской флотилии, а в ноябре 1916 г. был причислен во Флотилию Северного Ледовитого океана. Сдан на слом в 1921 г
- «Грозовой» (до 9 марта 1902 г. — Лосось), завод "Форж и Шантье" спущен 26 февраля 1902 г. после боя 28.07.04 г. разоружился в Шанхае. После войны служил в Сибирской флотилии, а в ноябре 1916 г. был причислен во Флотилию Северного Ледовитого океана. Сдан на слом в 1921 г
Водоизмещение 312 тонн (полное). Длина 56,6 м (между перпендикулярами). Ширина 5,6/ 6.3 м. Осадка 1,97 м (максимальная). 2 вала ВТР. 4 котла Норман; 5700 л.с. Скорость хода 28 узлов (максимальная),26 узлов(проектная), 22 узла (полная в первые 2 часа хода), 10 узлов (экономическая). Уголь: 76/82 т. Дальность плавания 1860 морских миль ( (10уз) ). 1250 миль (15 уз.). Экипаж 57-60 человек (в том числе 4-6 офицеров и 7 унтер-офицеров и кондукторов). Вооружение-1 × 75-мм пушка Канэ, 5 × 47-мм пушек Гочкиса. Минно-торпедное вооружение-2 поворотных 380-мм торпедных аппарата (4 торпеды Уайтхеда)
В 1912—1913 годах 2 оставшихся в строю эсминца типа «Форель»: «Властный» и «Грозовой» прошли модернизацию. В ходе модернизации с обоих кораблей сняли все 47-мм орудия, второй (запасной) комплект мин Уайтхеда. Вместо них наконец установили вторую 76-мм пушку и 6 пулемётов. Ходовой мостик сместили на прожекторную площадку, прожектор передвинули в корму. На эсминцах установили радиостанции, а для антенн на каждом — грот-мачту и стеньги для их растяжки. Согласно циркуляру МТК, их корпуса и «все, что может быть видимо издали» перекрасили в «шаро-зелёный» цвет.
Истребители французскою типа выделялись округлым в поперечном сечении корпусом и навесной верхней палубой (на стойках). Округление бортов способствовало более плавной качке, а полные кормовые обводы — обеспечению предельного хода в неспокойном море. Образуя род мостика из легких решетчатых щитов, "возвышенная палуба" была укреплена на стальных угольниках и стойках на высоте 0,5 м от верхней палубы. Это позволило во многом избежать общего для истребителей своего времени загромождения палубы и облегчить действия расчетов пушек и минных аппаратов. На возвышенную палубу вывели сходные люки, что позволяло держать их открытыми даже при значительном волнении. Это, в свою очередь, гарантировало устойчивую вентиляцию внутренних помещений.В то же время отсутствие на французских "истребителях" носового ходового мостика (как и на русских истребителях типа "Сокол") сильно затрудняло их управление. Нередко командир был вынужден находится в боевой рубке или за ней, у поста машинного телеграфа, сильно проигрывая в обзоре горизонта. На швартовках командиры часто вели командование даже с платформы 75-мм орудия, где вообще отсутствовали приборы управления. Кормовой же мостик подвергался сильному задымлению, от которого не спасала и установленная позднее парусиновая защита.
Корпус, выполненный из никелевой стали высокого сопротивления полностью подлежал оцинковке. Переборки выполнялись стальными, жилая палуба и платформы деревянными, со стальными вставками (над патронными погребами), боевая же рубка была сформирована из стальных листов обшивки толщиной 4–5 миллиметров. Матросские кубрики располагались в носовой части, кондукторские — в корме. Пять офицерских кают и две кают-компании, отделанные полированным тиком, занимали восьмой отсек. С целью увеличения живучести корабля четыре котла типа Нормана развели в две (кормовую и носовую) группы.Пятый и шестой отсеки занимали две паровые машины тройного расширения. Завод Нормана дополнительно обещал довести их работу "до возможной тишины".
Вооружение по проекту должны были составить: одно 75-мм орудие, пять 47-мм пушек Готчкисса и два поворотных 38-см минных палубных аппарата. Боекомплект мин Уайтхеда составляли 4 торпеды. Первая пара хранилась непосредственно в постоянно заряженных торпедных аппаратах, а запасные в цилиндрических кранцах верхней палубы.Водоотливную систему составляли восемь эжекторов, производительностью 100 тонн в час, и двух дополнительных, по двадцать тонн в час. Внутреннюю электрическую сеть корабля должны были составить 20 десятисвечевых ламп. Прожектор крепился на площадке, за орудийной платформой.
В 1903 году русский флот предпринял попытку послать на Тихий океан полноценную боевую эскадру. Предполагалось, что соединение Штакельберга (2 эскадренных броненосца, 4 крейсера и 7 эсминцев) проделает путь на Дальний Восток в "условиях, максимально приближенных к военному времени", и составит в Порт- Артуре сплаванное и боеспособное ядро Тихоокеанского флота.Но высокая аварийность новейших кораблей и недостаточная подготовленность личного состава нарушили грандиозные планы. Дальнейший путь на Восток очень быстро превратился в раздельное плаванье одиночных кораблей, с непрерывным ремонтом механической части на каждой стоянке.
Боевая служба эсминцев типа "Форель" в порт-артурской эскадре-ТУТ.
Во Владивостоке "Властный" и "Грозовой" — единственные "форели", пережившие войну, были включены в состав минной бригады Сибирской флотилии.В 1912–1913 годах оба корабля прошли перевооружение. В целом их модернизация имела целью "подгонку" к послевоенному (1906 год) типу эсминцев типа "Лейтенант Бураков"(еще 11 эсминцев ,заказанных во Франции), являвшихся дальнейшим развитием проекта "форели".В ходе модернизации с обоих кораблей сняли все 47-мм орудия, сняли второй (запасной) комплект мин Уайтхеда,вместо них - были установлены вторая 76-мм пушка и 6 пулеметов. .
С началом первой мировой войны их служба в Сибирской флотилии мало изменилась. В 1916 году в связи с угрозой появления у северного побережья России немецких подводных лодок и надводных рейдеров русское правительство создало "Флотилию Северного Ледовитого Океана". Для ее усиления выбрали "Властный" и "Грозовой", а транспорт "Ксения" назначили для сопровождения отряда в длительном плавании в Европу.К выходу, на "Ксении" были оборудованы снарядные погреба и установлены два 47-мм орудия и 2 пулемета. Переход шел в обстановке жесточайшей секретности. Благополучно миновав Атлантику, 25 июля отряд встал на якорь в Александровской гавани. До осени эсминцы прошли дополнительный ремонт и перевооружение в Архангельске. Здесь же корабли были оснащены новейшим оружием — противолодочными глубинными бомбами.
Всего через два месяца по прибытии на Север, 24 сентября 1916 года "Властный" под командованием лейтенанта С. А. Бутвиловского и ледокол "Вайгач" несли патрульную службу у входа в Кольский залив. В 13 ч 00 мин с берегового радиотелеграфного наблюдательного поста сообщили о приближении двух германских подводных лодок к Кольскому заливу .Один из снарядов "Властного" поразил вражескую субмарину,на лодке прекратили огонь и спешно погрузились."Властный" прошел над местом их предполагаемого нахождения и сбросил глубинные бомбы. 20 октября "форели" нанесли очередное поражение германским подводникам. Миноносец "Грозовой", вместе с посыльным судном "Купава" и тральщиком Т-13, сопровождал шедший из Норвегии конвой. В полдень была обнаружена подводная лодка типа U 29.Открыли огонь с 5 кабельтовых и зафиксировали попадание в рубку. Затем два попадания в корму, под ватерлинией , попадание между рубкой и кормовой пушкой. Лодка стала постепенно погружаться кормой вниз и затонула.Через час на месте погружения было обнаружено масляное пятно площадью около 1 квадратной мили,выходящие из воды пузыри, всплывающее масло, сильный запах бензина. Так была уничтожена большая подводная лодка U-56, вступившая в строй всего четыре месяца назад.В феврале 1917 года "Грозовой" и "Властный" ушли на очередной ремонт в Англию. Последовавший вскоре выход России из войны и переговоры с Германией спровоцировали англичан на захват ремонтировавшихся у них русских кораблей.В ноябре 1917 года на "Грозовом", "Властном", крейсере "Варяг" и других русских кораблях были подняты британские военно-морские флаги, а их экипажи арестованы. В мае 1918 года эсминцы переданы белогвардейскому командованию в обмен на уголь .В августе 1918 года "форели" прибыли в Архангельск под английским флагом и с английской командой. Здесь они занимались эскортированием транспортов с грузами для Белой армии. С эвакуацией английских сил с Севера они были уведены в Англию, навсегда покинув Россию. Только в ходе частичного возврата русских кораблей в 1921 году "Властный" вернули представителям Советской России 14 мая того же года, но, как устаревший, в строй он уже не вводился и был продан на слом в Германию в 1922.Окончательная судьба "Грозового" точно не известна. По одним сведениям, его разобрали на металл в Англии, по другим — сдали на слом во Франции в 1923–1924 годах.Так завершилась судьба третьей серии "французских" эсминцев русского флота.
Командирами эсминца "Властный" были будущие русские адмиралы Вердеревский, Дмитрий Николаевич (командовал миноносцем в июне 1904 года) и Карцов, Виктор Андреевич.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.