Найти тему
Маргарита Козлова

Школьный проект. Восемь важных вопросов.

Много лет я считала утопической мысль о том, что ребенок способен самостоятельно работать над проектом. Часто помощь взрослых превращалась в работу за ребенка, потому что должно соответствовать, потому, что должно быть аккуратно, потому что должно быть красиво и т.д.

Самое сложное для учителей и родителей не давать оценку «хорошо» или «плохо», а спокойно принимать результаты, веря в его собственные силы. Оставлять ответственность за результат ребенку без обвинений и упреков. Это требует регулярной тренировки.

В процессе непрерывного саморазвития у меня сформировалась последовательность вопросов для старта работы над проектом:

1.     Если нет никаких ограничений по теме проекта, что бы ты выбрал для исследования?

2.     Какую пользу принесет этот проект именно тебе?

3.     Как твоё исследование может помочь другим людям? (Кому именно?)

4.     Что у тебя уже есть для этого проекта?

5.     Что ещё тебе понадобиться, чтобы сделать этот проект?

6.     Кто тебе может помочь при создании этого проекта?

7.     Если ты посмотришь на свой проект через пять лет, какую роль он будет играть в твоей жизни?

8.     Исходя из всего, о чем мы сейчас говорили, как ты назовёшь свой проект?

Данные вопросы приводят к впечатляющему результату, если не давать оценки ответам; не подводить к «правильному» с нашей точки зрения ответу. Каждый ребенок способен осмыслить эти вопросы для него все эти ответы будут правильными, т.к. он обращается к своей собственной мотивации.

Роль учителя в данном случае «партнер», а роль ученика –  «эксперт». Такой подход позволить повысить уровень доверия ученика не только к учителю, но и к самому себе, собственным силам.

Учитель становится экспертом-консультантом на этапе определения формы и структуры проекта, помогает ученику понять, как лучше оформить его идею и скорректировать содержание в соответствии с требованиями; участвует в подготовке выступления.