В сегодняшней статье мы постараемся рассказать о детстве самого великого пророка иудаизма – Моисея.
Моисей родился в 2368 году от сотворения мира в роду Леви (одного из двенадцати колен израилевых). В то время фараон, испугавшись того, что число евреев всё более возрастало, приказал убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Три месяца матери Моисея успешно удавалось скрывать младенца, на четвёртый же о нём узнали египтяне. Чтобы спасти малыша, она положила его в корзину и спрятала в зарослях тростника на берегу Нила.
Корзинку с маленьким Моисеем подобрала дочь фараона, так Моисей стал её воспитанником, в кормилицы же ему была назначена его собственная мать.
По наиболее распространённому мнению имя Моисей имеет египетское происхождение и состоит из двух частей: мо – вода и удш – спасаться. Моисей – спасённый из воды.
Далее библейское повествование переходит сразу к рассказу о взрослом Моисее, однако в еврейском предании содержится ещё один интересный рассказ о детстве будущего пророка, объясняющий, между прочим, причину его заикания:
«Как гласит мидраш, однажды, когда Моше шел третий год, он сидел на коленях фараона. Играя, мальчик снял корону с головы фараона и надел на себя. Присутствовавшие при этом советники фараона всполошились!
Решили устроить для мальчика испытание: положить перед ним на подносе ярко тлеющие угли и подобные им сверкающие драгоценные камни. Если он возьмет камни, значит, он уже действует сознательно и следует казнить его. И хотя он выглядит совсем маленьким, еврейские дети наделены особенным разумом и сообразительностью. А если возьмет тлеющие угли — значит, он еще неразумное дитя, и не стоит обращать внимание на его шалости.
Моше потянулся к драгоценным камням, но высшая сила отвела его руку к углям: он схватил уголек и, потянув его в рот, обжег язык и губы — и с тех пор он стал заикаться (Сефер аяшар, Шмот; Шмот раба 1:26; Ялкут Шимони, Шмот 166).»
То, что Моисей был фактически приёмным сыном фараона и, как написано в книге Деяний, «научен был Моисей всей мудрости Египетской» (Деяния св. Апостолов 7:22) даёт основание полагать, что к созданию иудаизма приложило руку египетское жречество. Но это, как говорит Леонид Каневский: «это уже совсем другая история…»