Найти в Дзене
Vintage FM

На что потратила деньги Третьяковка // О современном искусстве без смеха не получается

Комикс Херлуфа Бидструпа
Комикс Херлуфа Бидструпа

О том, какими методами создаётся ореол вокруг современного искусства, написано немало — вспомнить хотя бы рассказ «Рождение знаменитости» Андре Моруа или роман «iPhuck 10» Виктора Пелевина. Я также часто вспоминаю серию карикатур датского художника Херлуфа Бидструпа (в старом советском четырёхтомнике, изданном в конце 1960-х). Там папа с сыном пришли на выставку современных скульптур и в задумчивом недоумении ходили между загогулинами, непонятно что изображающими. Потом они вышли на улицу и увидели, как собачка делает кучку. Этому очень обрадовался мальчик, сообразивший, на что были похожи увиденные им скульптуры по форме и содержанию (верхняя картинка).

Презентация объекта "Ветка" в Третьяковке
Презентация объекта "Ветка" в Третьяковке

На днях телеканал «Культура» снял репортаж о том, что Третьяковская галерея приобрела «новый объект современного искусства» и презентовала его не где-нибудь, а «в зале художника Александра Иванова, там, где выставлена легендарная картина «Явление Христа народу» и эскизы к ней». Что же это за современный объект, который удостоился чести быть выставленным рядом с шедевром?

Этот объект, созданный поэтом, писателем и художником Андреем Монастырским, называется «Ветка». Это кусок простой голой ветки, продетый сквозь четыре коричневых «скотча», приклеенных к столешнице. Всё. Хотя нет, не всё. Есть ещё описание этого арт-объекта, вставленное в рамочку: 

«Какой бы отрывок из статей Штокгаузена о Веберне я бы здесь ни использовал, всё равно это была бы, как говорится, „не та музыка“, „не совсем то“»
На коллаже арт-объект «Ветка» и его создатель А. Монастырский
На коллаже арт-объект «Ветка» и его создатель А. Монастырский

И самое смешное во всём этом не то, как Монастырский подаёт своё детище («Вот эта работа, она чисто концептуальная, и сделана она как бы на скрещении трёх лучей, трёх видов искусства»). Самое смешное тут то, что перед тем, как описывать этот в натуре «чисто концептуальный» арт-объект, на телеканале «Культура» сделали оговорку:

«[Третьяковка] приобрела «Ветку» на средства от эндаумента, то есть не на деньги налогоплательщиков» 

То есть телевизионщики понимают, что народ не оценит, если его деньги будут тратиться на ЭТО, потому сразу делает оговорку «не беспокойтесь, это не за ваши деньги!» :) Но это не снимает главного вопроса: зачем Третьяковка купила четыре скотча, палку и столешницу? Для души, что ли? Или ремонт в помещении собрались делать? Прям теряюсь в догадках.