Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Клаустрофобы

Оглавление

(Escape Room, 2019, США)

Дебора Энн Уолл: Чего-чего? У меня что-то сзади подгорает? Очень смешно! Вот увидите, как подгорит и бомбанёт у вас, когда вы досмотрите кино до сцены с ледяным кубом!
Дебора Энн Уолл: Чего-чего? У меня что-то сзади подгорает? Очень смешно! Вот увидите, как подгорит и бомбанёт у вас, когда вы досмотрите кино до сцены с ледяным кубом!

По логике российского названия этого кино, если всяк, кто ищет выход из закупоренного помещения, является клаустрофобом, то тогда фильмы с поиском входа в закрытые помещения, вроде "Лары Крофт: Расхитительницы гробниц", "Мумии", "Крепкого орешка 3" и "Медвежатника" можно переименовать в "Агорафобы", так что ли? С другой стороны, то, что творится на родине этого кино, вызывает ещё большие непонятки. Оказалось, что за последние три года в Штатах вышло аж три фильма с абсолютно одинаковым названием "Escape Room" (в российском варианте "Квест", Клаустрофобия" и вот, собственно, "Клаустрофобы"). Более того, их сюжеты тоже как будто писались под копирку: компашка молодых людей участвует в квестовой игре на полигоне, сооруженном неизвестно кем, разгадывает не слишком мудреные головоломки и ищет выход из некой запертой локации. Пикантность именно этого квеста в том, что в случае проигрыша в тебя не будут тыкать пальцем и кричать "Лузер!", а умертвят каким-нибудь малоприятным способом. О чем, разумеется, игроки узнают уже после того, как ввязались в движуху, и отказаться от участия в ней они не вправе. Так что пан или пропал в буквальном смысле слова - третьего не дано.

- Так, ладно, слушайте классную идею. Если не найдём отсюда выход, то съедим того, кто первым из нас замерзнет. То есть самого-самого теплолюбивого, даже несмотря на то, что он такой костлявый.
- Так, ладно, слушайте классную идею. Если не найдём отсюда выход, то съедим того, кто первым из нас замерзнет. То есть самого-самого теплолюбивого, даже несмотря на то, что он такой костлявый.

Три фильма с одним и тем же названием и сюжетами, отличающимися лишь деталями - и никто никого не потащил в суд за плагиат? С трудом верится, но, похоже, так и есть. Хотя, судя по зрительским отзывам и рейтингам, лишь одна из этих картин имеет художественную ценность и заслуживает нашего внимания. То есть последняя - та, о которой и идёт здесь речь. На что вдобавок намекают и её мощные 17-кратные кассовые сборы - 151 миллион $ при 9-миллионном бюджете. Разве что последнее ещё не служит неоспоримым доказательством качества фильма (недавнее "Проклятие монахини" яркий тому пример), но в данном случае всё по-честному - кино действительно выдалось стоящее. И кабы не феерически идиотское поведение героев в одной из сцен (о ней чуть ниже), я бы отвесил "Клаустрофобам" настоящую, а вовсе не дежурную похвалу.
Как я и говорил, главная сюжетная линия здесь проста - выбраться из комнаты-ловушки, пока она не угробила тебя, используя подсказки мастера игры, - зато она богата на детали. И на психологические тёрки-разборки, ведь героям надо не только шарить по углам в поисках ключа, но и сотрудничать друг с другом. А ведь они вовсе не спаянная команда. Этих людей согнали в одну комнату лишь накануне игры и каждый из них перед лицом смертельной опасности ведёт себя совершенно по-разному.

- О, Господи! Мистер оператор! И зачем вы съели на ленч столько чесночного соуса?!
- О, Господи! Мистер оператор! И зачем вы съели на ленч столько чесночного соуса?!

Не думал, что однажды такое скажу, и всё-таки да: в этой хоррор-истории отсутствие кровищи и расчлененки ничуть не раздражает. Пускай "Клаустрофобы" равняются на свою старшую сестру по концепции и духу "Пилу", местный саспенс нагнетается иными, более гигиеническими способами, и бескровная гибель героев тоже держит зрителя в постоянном напряжении. Разве что финал с заявкой на сиквел остался скомканным и лишь чуть-чуть приоткрыл карты основной интриги. К счастью, прокатный успех картины даёт почти 100% гарантию, что сиквел вскорости появится, и эту претензию теперь можно снять.
Ну и обещанный черпак помоев в эту ванну с шампанским - та самая до омерзения идиотская сцена с ледяным кубом, в которой авторы фильма обгадились по самое не могу.
Итак, перед героями стоит задача вытащить дверной ключ, вмерзший в ледяной куб с гранью около тридцати сантиметров. Разбивать его, шарахая оземь, рискованно. Герои находятся на тонком речном льду, а куб вдобавок окантован железными "уголками". И что же они в таком случае делают? Вы не поверите - они...

Странно, почему создатели "пило"образных хорроров так неравнодушны к улыбающимся куклам?
Странно, почему создатели "пило"образных хорроров так неравнодушны к улыбающимся куклам?

...Они, стуча зубами на морозе, сидят и растапливают ледяной блок своими ладошками! Каждый по очереди. Растапливают, ага. Аж 27 кубических дециметров льда! Закоченевшими ладошками, Карл! Да вашу ж мать!
А в это время позади них стоит деревянная избушка. Пусть запертая, но о её стену или о балки её крыльца этот куб можно было запросто расколотить за десяток-другой ударов (заодно чуваки и согрелись бы, кстати). Или кубом можно было бить с размаху о стволы деревьев, что росли неподалеку - без разницы. Однако вместо этого пятеро вроде бы неглупых героев вдруг заразились эпидемией кретинизма. И, высунув языки от усердия, начали дружно тереть руками кусок льда. Ну прямо как тот сказочный Алладин свою лампу - и смех, и грех, чес-слово!

***

В общем, твёрдая, но всего лишь вежливая похвала, не более - иного "Клаустрофобы" не заслуживают. Это и вправду интересный и местами захватывающий хоррор. Но после того, как его герои отмочивают свою первую дурость, сопереживать им отныне не получается, поскольку и дальше начинаешь ждать от них чего-то подобного. А это, к несчастью, уже изрядно смазывает впечатление от их в целом неплохой и интригующей истории.

Трейлер фильма: