“Fukkatsu no hi” (Вирус) (1980). Все началось холодной зимой 1982 года в Лейпциге. С доктора Краузе, сотрудника военного центра биологических исследований. Проделав путь в 60 километров по заснеженной дороге, он передал колбу с вирусом, получившим название «ММ88», людям, которые, согласно их договоренности, должны были доставить образец в Цюрих, профессору Лейзенауэру, лучшему в мире специалисту по инфекционным заболеваниям. Однако этого не произошло. В хижину, где состоялась встреча, ворвались немцы, открыли огонь, одним из выстрелов отправив в мир иной самого Краузе. Заказчики же счастливо покинули место бойни на небольшом самолете – только далеко улететь не удалось. Воздушное судно попало в зону турбулентности, пилот потерял управление, и «Цессна» влетела прямиком в скалу над итальянскими Альпами. Люди погибли, а вирус, естественно, выжил. Это не просто очередной грипп. При температуре ниже минус десяти он пассивен, однако если выше нуля – распространение идет в два миллиарда раз быстрее. Первые симптомы сходны с обыкновенным ОРВИ, однако действие молниеносное, и буквально через несколько дней заразившийся получает воспаление легких. Более того, на стандартную пневмонию это не похоже, а вакцины не существует в принципе.
ММ88 усиливает течение любых других болезней, буквально «присасывается» к другим вирусам. Последствия катастрофические. Эпидемия, получившая в простонародье название «итальянский грипп», с поразительной быстротой выкашивает население во всех странах мира. Результат: к осени 1982 года человечество фактически прекращает свое существование. Несмотря на все усилия властей, введение чрезвычайного положения, массовых молитв в храмах разных конфессий, ввод в города войск. Массовая паника, мародерство, перекрытые дороги, горящие автомобили, разграбленные магазины. Больницы переполнены, люди умирают один за другим, сотнями, тысячами, миллионами, миллиардами. Семь месяцев, и всё закончено. Вымерли азиаты, американцы, африканцы, европейцы. Вместе с ними – все животные. Смертность стопроцентная. Единственным очагом жизни, как ни странно, оказалась Антарктида. В декабре 1983-го в живых остаются единицы на всех континентах. И почти 900 человек – на самом южном из них. Ученые, сотрудники многочисленных исследовательских станций, к которым вскоре присоединяется экипаж британской атомной субмарины «Нереида». Им предстоит свыкнуться с новой реальностью, но беда никогда не приходит одна…
Не правда ли, очень жизненный сюжет? Особенно, когда весной 2020-го всю Европу накрыл новый вирус, заставивший власти перекрыть границы, посеявший тотальную панику и почти опустошивший продуктовые магазины. Эта лента родом из Японии, но кастинг – международный. Джордж Кеннеди, Чак Коннорс, Оливия Хасси, Роберт Вон, (традиционно переигрывающий) Генри Сильва. Как вам такое? Да и снимался эпик (а это именно «эпик», ведь фильм почти трехчасовой!) не только в Японии, но и у берегов южного Чили, а также в арктической части Канады. На тот момент «Вирус» был самым дорогим фильмом, когда-либо снятый силами японцев. Актуальность свою, как видно, он не теряет по сей день. Да и не только в актуальности дело. Вся съемочная группа сработала на славу. Несмотря на титанический хронометраж, лента не кажется скучной, масштаб эпидемии вполне реален, псевдонаучностью из заявлений актеров-«ученых», слава богам, не сквозит. «Вирус» не пытается выехать на эпатаже и шоковом эффекте. Совсем наоборот, это попытка представить, а «что если». И это «что если» было вполне вероятно в восьмидесятых, нельзя его исключать даже сейчас. Большей убедительностью может похвастать разве что великолепный сериал о чернобыльской катастрофе. Кстати, если вас смущает длительность, почему бы не воспринимать его… тоже как сериал своего рода?
Работа фундаментальная во всех смыслах, эдакий «Властелин колец» от мира фильмов-катастроф, снятая тем, кто позже удивил мир «Королевской битвой». Прекрасно прописан ряд персонажей, причем – что важно – здесь нельзя выделить главных героев на фоне второстепенных. У каждого своя задача, даже если он или она появляется на экране лишь несколько раз. Режиссер не упивается живописанием разрушений, но то, что дано сугубо на восприятие, производит неизгладимое впечатление. А первые кадры из Токио, в самом начале фильма, - ну прямо zombie-movie! Только без зомби. Никакого сравнения с голливудскими «апокалипсисами». Все по-настоящему, реалистично, без многомиллионных спецэффектов, без лишних эмоций, но те эмоции, что есть – им веришь. К слову о жанрах. Здесь смешалось многое. Где-то мерещится чуть ли не «Нечто» Карпентера. И, конечно, «Противостояние» Кинга. Так что правда, это хоррор. Однако не только он. Фильм-катастрофа – двести раз да. Еще драма. С внятным соцкомментарием, который, несмотря на минувшие с момента съемок 40 лет, ничуть не растерял своей важности. «Те, кто не помнят прошлого, обречены на то, чтобы повторять свои ошибки», ведь так? А инцидент с советской подлодкой? А гендерный конфликт? Жуткое, сильное кино, не оставляющее ни единого шанса остаться безучастным или безразличным. Скажу больше: это одна из лучших лент о конце света из всех когда-либо снятых.
10/10
Оригинал публикации: https://stalhammar.livejournal.com/859073.html