Найти тему

Почему сотрудники не работают? Причины невыполнения задач

Конечно, бывают на свете просто сотрудники козлы, которые осмысленно вредят руководству.

Как впрочем бывают и начальники козлы, которые специально портят жизнь своим подчинённым.

Но чаще всего у невыполнения сотрудниками обязательств есть конкретные причины.

Основных причин две.

Угу-угу, всего две, все остальные - производные одной или второй)))

Итак, почему же они (и мы, и я)) не работают?

  1. НЕ ХОТЯТ.
  2. НЕ МОГУТ.

А теперь чуть подробнее про каждую из причин.

Не хочу, не буду!

Не хотеть можно, конечно же, по разным причинам. Но в целом это о том, что у человека не хватает той самой пресловутой мотивации.

Например:

  • Не хочу, потому что поставленные задачи мне не интересны (это примитив, который я давно перерос; это задачи, на которые я не нанимался, мне постоянно сливают что-то непрофильное; мне не дают те проекты, которые я прошу, и дают те, которые прошу не давать).
  • Не хочу, потому что меня обидел начальник (несправедливо поступил; вообще я его не люблю, считаю коз некомпетентным руководителем; я должен был быть на его месте, а повысили/наняли его и т.п.).
  • Не хочу, потому что считаю бессмысленным (как обычно, до обеда мы будем копать канаву, после обеда закапывать; сколько я подобных задач выполнял - они уходили "под сукно", их никто даже не смотрит потом; что бы мы сегодня не сделали - завтра будем переделывать и пр.).
  • Не хочу, потому что боюсь последствий (что бы я не делал, он всё равно орёт; тех, кто выполняет поставленные задачи, начинают грузить ещё сильнее, у нас в ходу "стахановщина" (сделал миллион - делай пять!); если сидеть тихо и не высовываться - то сойдёшь за нормального сотрудника и т.п.).
  • Не хочу, потому что вообще не хочу (здесь) работать (это место, на которое я пришёл на время от безысходности; у меня нет необходимости работать, денег у меня/моей семьи и так достаточно; меня "пришли" на работу родители, супруг(а), друзья, сам(а) бы я дома сидел(а) и пр.).
  • Не хочу, потому что я сейчас ничего не хочу (у меня разрушились отношения, я только о них и думаю; я в апатии, и меня ничего не радует и не вдохновляет; маме предстоит сложная операция и я так боюсь, что не могу заставить себя работать и пр.).
Ну не шмогла!..

Не смочь также можно из-за очень разного.

Например:

  • Не могу, потому что мне не хватает знаний и навыков (меня не научили, как это делать; мне дали слишком сложную задачу, с задачами такого рода я раньше не сталкивался; я пришёл из другой сферы и пока не знаю важных деталей и тонкостей и т.п.).
  • Не могу, потому что мне не хватает способностей и/или не позволяют личные особенности/состояние здоровья (я гуманитарий, а меня постоянно грузят цифрами; мне свойственно выполнять творческую работу, а меня посадили на монотонную; я интроверт/заикаюсь и мечтаю работать с документами, а мне поручили звонки клиентам и пр.). Несмотря на некоторую похожесть формулировок, в отличие от прошлой причины, здесь человека научить либо не получится, либо на это уйдёт огромное количество времени, усилий и нервов - и сотрудника, и руководителя.
  • Не могу, потому что мне не хватает ресурсов (мне поставили нереалистичные сроки, в которые физически невозможно выполнить задачу; у меня нет нужной информации; мне нужны люди, но людей нет; у меня не хватает комплектующих, инструментов, средств защиты, чего угодно ещё).
  • Не могу, потому что мне ставят барьеры (присутствуют административные ограничения; мне запрещает это делать вышестоящее руководство; мне вредят коллеги и т.п.).

А теперь главное. ЧТО С ЭТИМ ВСЕМ ДЕЛАТЬ? :)

Для начала пара рекомендаций в духе мотивационных спикеров))

Если хочешь идти - иди!..

А если серьезно, то есть несколько основных моментов, и первый, конечно же, заключается в определении причины.

Вместе с сотрудником (без него будет ооооочень сложно) вам нужно понять, его причина из разряда НЕ ХОЧЕТ или из разряда НЕ МОЖЕТ.

Если НЕ МОЖЕТ - всё проще (не дешевле, но проще!). Потому что додать недостающие ресурсы, научить, дать инструкции, перераспределить обязанности, даже снять барьеры, - это чисто технические функции.

А вот если НЕ ХОЧЕТ - тут сложнее. Потому что эмоциональные причины и противоречия (особенно когда они связаны с отношением к руководителю!) разрешаются сложно, долго и порой болезненно. Придётся понять, в чём причина нежелания человека работать, что вообще человека мотивирует (или что поменялось в его мотивации), найти к нему ключик, выровнять с ним отношения (или задействовать медиаторов), вдохновить, или же поддержать, вытащить из эмоциональной ямы и т.п. А тут, к сожалению, и не каждому руководителю хватает своего ресурса (естественно, руководитель, как и любой сотрудник, может тоже не хотеть что-то делать/менять).

Есть ещё вариант - увольнять сотрудников, которые не делают. Не разбираясь в причинах. И брать на их место новых. Хотя судя по тому, что я вижу, такая тенденция, к счастью, всё больше сходит на нет.

Не хочу, не буду!
Не хочу, не буду!